Изучение опыта воспитания фотошколы «Самара» Самарского дворца детского и юношеского творчества выявило, что проектирование содержания воспитательной деятельности осуществляется на основе программы профессиональной подготовки специалистов фотодела. На программу фотошколы получены положительные рецензии от ИТАР-ТАСС, факультета журналистики МГУ, журнала «Эхо планеты» и от заслуженного работника культуры России профессора Л.П. Дыко. В ноябре 1998 года программа была рассмотрена на экспертном совете Министерства образования России, получила одобрение и рекомендована к изданию как примерная для фотостудий и фотошкол России. Программа предусматривает подготовку по специальности «фотограф широкого профиля», т.е. выпускник должен уметь работать во всех жанрах фотографии. Большое внимание уделяется освоению компьютерных программ с изображением. Это дает возможность выпускникам с успехом работать в любых рекламных фирмах в качестве специалиста по компьютерной графике. Такое сочетание "фотограф-специалист по компьютерной графике" представляется очень перспективным. Организация воспитания в Самарской «Фотошколе» осуществляется на основе научного положения о том, что, социализируясь, личность не только обогащается опытом, но и реализует себя, влияя на окружающих людей и их отношения. В фотошколе ребенок находит то, чем его не обеспечивают в социальном плане школа, семья и ближайшее социальное окружение. Здесь он реализует себя в новых социальных ролях. Причем, это не только роль члена творческого объединения, фотостудии, но и товарища, друга, лидера и т.п. Включение учащихся в социально ориентированную деятельность школы является процессом, в ходе которого происходит следующее:
- индивидуальная проблематизация личности по отношению к выбору вида деятельности (фотографии);
- индивидуальное самоопределение личности по возможным видам деятельности и личностно приемлемым вариантам участия в ней;
- включение в социальную деятельность под руководством педагога на основе осознания цели деятельности и сопоставления личностных целей, эмоциональной привлекательности деятельности (процесса, промежуточных результатов, системы межличностных отношений, возникающих в ходе деятельности);
- рефлексия личностью процесса деятельности и собственно участия в ней с последующей коррекцией процесса в набранном направлении;
- развитие творческого потенциала, художественной, эмоциональной восприимчивости.
Изначально в учебно-тематические планы закладываются понятия добра, эстетики, умения ценить красоту, решаются вопросы композиции, гармонии, дети учатся видеть то, что другие не видят. Развиваются качества психики: наблюдательность, педантичная аккуратность (негатив нежный, требует бережного отношения к себе), усидчивость (не один день с карточкой возятся), находчивость (удачная съемка, творческий подход), быстрота реакции (миг, удачный момент). На основе реализации индивидуальной программы самопознания ребенка, выработки им маршрута собственного роста, развития творческого потенциала в Самарской фотошколе осуществляется воспитание социальной активности детей.
В учреждении дополнительного образования детей «Центр Внешкольной работы» г. Санкт-Петербурга воспитание осуществляется на основе реализации комплексной образовательной программы «Радуга творчества», позволяющая нетрадиционно обучать детей 1-7 классов музыке, изобразительной деятельности, росписи по дереву, основам дизайна, флористике, информатике на основе выявления и развития способностей детей.
Содержание программы основывается на принципах единства воспитания, обучения и развития личности, дифференциации и индивидуализации, свободы выбора, самоактуализации и самореализации ребенка, сотрудничества детей и взрослых.
Полезная информация:
Взаимодействие семьи и школы как необходимое условие
эффективности образовательного процесса
Важную роль в процессе формирования коллектива класса оказывает взаимодействие семьи и школы. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса. Если школа сделает родителей своими союзникам ...
Понятие одаренности
Основное содержание одаренности составляют способности, от которых зависят затраты времени и усилий для достижения результата. Каждый ребенок имеет определенные способности к тому или иному виду деятельности или знаний. Способности могут иметь общий характер (вербальные, академические, креативные, ...
Роль взрослого в формировании элементов математических представлений у
дошкольников
Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников. Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей ...