В ходе исследования рассмотрено около сорока публикаций, освещающих, опыт организации воспитания в учреждениях дополнительного образования. Среди них были обобщения и авторские описания опыта, а также методические рекомендации организаторам воспитательной работы в условиях дополнительного образования. В тексте данного параграфа мы подробнее остановимся на рассмотрении опыта, наиболее повлиявшего на наши дальнейшие рассуждения и выводы.
Анализ научно-исследовательских работ показал, что проблема воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования недостаточно изучена, и, как следствие, не выявлены педагогические средства воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.
Исходя из сказанного, нами предпринята попытка определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических средств, способствующих воспитанию социальной активности детей в учреждении дополнительного образования.
Изучение проблемы воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования побудило нас обратиться к опыту организации воспитания в учреждениях дополнительного образования г. Оренбурга, Оренбургской области и ряда регионов России.
В г. Оренбурге в настоящее время функции воспитания детей и подростков целенаправленно осуществляют 19 учреждений дополнительного образования. Составляя в целом систему дополнительного образования, каждое из них в соответствии с присущими ему особенностями осуществляет воспитание социальной активности детей средствами различных видов деятельности. Учреждения дополнительного образования детей г. Оренбурга осуществляют дополнительное образование детей как самоцельное и самостоятельное звено, индивидуализирующее и обогащающее образовательный путь человека. Дополнительность этого вида деятельности в системе дополнительного образования г. Оренбурга заключается в том, что оно компенсирует недостатки школьного образования в целом. При этом, чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире представлен спектр образовательных интересов личности, которые школа сама удовлетворить не может.
При изучении опыта организации воспитания социальной активности детей в учреждении дополнительного образования г. Оренбурга «Детская станция технического творчества» было выявлено, воспитательно-образовательная деятельность в УДО осуществляется на основе реализации дополнительных образовательных программ по 5 направлениям: начальное техническое моделирование, спортивно-техническое моделирование, народное творчество, дизайн. Занимаясь в детских объединениях ДСТТ во внеучебное время, школьники не только приобретают глубокие знания по истории судомоделирования, авиамоделирования, автомоделирования и овладевают практическими навыками конструирования самых разнообразных моделей различного уровня сложности, но и участвуя в подготовке моделей к спортивно-техническим соревнованиям развивают личностные качества, необходимые в современном обществе. Более 55% от общего числа программ составляют профориентационные программы, что отражает основную воспитательную направленность ДСТТ – профессиональное самоопределение детей. 35% программ составляют типовые программы, 65% программ – модифицированные, адаптированные, авторские.
Творческий подход к определению индивидуального образовательного маршрута позволяют педагогам ДСТТ достигать значительных результатов в творческой созидательной деятельности, проявлении одного их компонентов (творческого) социальной активности детей (таблица 1).
Таблица 1
Достижения воспитанников ДСТТ (призовые места).
Уровни |
2000 |
2001 |
2002 |
Городской |
57 |
77 |
79 |
Областной |
59 |
61 |
60 |
Российский |
6 |
3 |
1 |
Общее кол-во сертификатов |
9 |
9 |
11 |
Полезная информация:
Групповые формы учебной работы
В мировой школе используются три организационные формы обучения: индивидуальная, групповая и фронтальная. На разных исторических этапах предпочтение отдавалось то одной, то другой из них. Примерно до XVI в. основной была индивидуальная форма. Затем ее заменяет групповая. А с XIX века, когда ведущей ...
Физиолого-гигиеническое и педагогическое обоснование двигательного режима
учениц 10-11 классов
Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах является организация двигательного режима школьники, который является неотъемлемым компонентом общего режима школы продленного дня, обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях. П ...
Особенности воспитания в северной архангельской семье
Необходимость педагогического руководства понималась всегда. «Не бывало, чтобы стадо ходило без оленевода», говорят на Севере. Большая роль отводилась семье, существуют специальные руководства и рекомендации по воспитанию: наставления, заповеди – запреты, заповеди разрешения и др. Вековой опыт позв ...