Социальная активность рассматривается как:
а) состояние субъекта, как качество, черта личности;
б) отношение к действительности, взаимосвязь субъекта со средой;
в) мера проявления социальной дееспособности человека.
Будучи качеством социального субъекта, она находит свое проявление в его поступках, деятельности и предстает перед нами как социальное явление реализации внутренних его потенций.
В рамках нашего исследования данное понятие мы рассматриваем в аспекте целеполагания и результата воспитания. Анализ сущности воспитания в дополнительном образовании подвел нас к выводу о том, что целью современного воспитания является личность, обладающая социальной активностью. Социальную активность мы рассматриваем как качество, интегрирующее различные характеристики личности, сформированные в процессе воспитания, как совокупность проявлений познавательной, коммуникативной, деятельностной, творческой активности.
Содержание воспитания в учреждении дополнительного образования определяется дополнительными образовательными программами, которые не только расширяют образовательное пространство ребенка, но и организуют активную социальную деятельность на основе деятельностного воспитания (воспитания делом).
Л.Г. Логинова отмечает, что дополнительные образовательные программы позволяют не только полнее использовать возможности обязательных обучающих программ, но и компенсировать известную их профильность, односторонность, унифицированность, а значит - расширяют возможность социализации.
Исследователь Е.Б. Евладова, анализируя содержание воспитания в дополнительном образовании, отмечает, что программы дополнительного образования детей открывают следующие возможности: создавать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ребенка фон для освоения содержания общего стандарта образования; выравнивать стартовые возможности личности; предметно ориентировать ребенка в базисных видах деятельности (ценностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, эстетической, физической), опираясь на его склонности, интересы, личные особенности, гарантируя каждому ситуацию успеха «здесь и теперь», содействуя определению жизненных планов (включая и допрофессиональную ориентацию); компенсировать отсутствие в общем образовании тех или иных учебных курсов (прежде всего ориентрованных на культуру, психологию и др.); содействовать выбору индивидуального образовательного пути ребенка, его самореализации.
Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей - средство развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности к ценностям, средство возведения базиса личностной культуры. Каждое учреждение дополнительного образования обладает своим комплексом программ и их классификацией, организуя, предоставляя социуму и каждому человеку свой вариант образования в культуре, свои возможности для компетентного выбора личностью жизненного самоопределения.
Опираясь на практику и современное состояние учреждений дополнительного образования, ученые формулируют следующее определение: образовательная программа – это направляющая, ориентирующая модель совместной деятельности педагога и ребенка, инструмент целевого формирования способности осваивать социокультурные ценности. Специфика программ, реализуемых в учреждениях дополнительного образования, их классификация, по мнению ученых, следует из признания дополнительного образования как:
образования, основанного на свободе выбора ребенком сфер и форм познания, деятельности и творчества, что удовлетворяет запросы и потребности детей и родителей;
системы, организующей и обеспечивающей персонификацию личности ребенка, и поэтому находящуюся вне жестких рамок образовательных стандартов;
образования, направленного на раннюю профилизацию, самоопределение личности, стимулирующих занятость.
Полезная информация:
Историография и современное состояние проблемы
Отношение человека к природе изучали педагоги в своих трудах задолго до нашего века. В XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Через все педагогические сочинения Коменского, проходит мысль, что правильное восп ...
Взаимодействие с семьей школьника как направление воспитательной работы
Эффективность современного воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношени ...
Экспериментальное изучение особенностей овладения лексической сочетаемостью
слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи
Целью исследования является изучение особенностей овладения лексической сочетаемость слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи. Задачи исследования: 1. Изучение анамнестических данных; 2. Подбор и описание диагностических методик;, 3. Проведение экспериментального исследования ...