Сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании

Страница 2

Воспитание (в широком смысле) осуществляет все общество, так как онтологически оно означает социальное становление личности.

Исследуя сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании, мы опирались на совокупность исследований, раскрывающих сущность, содержание и специфику образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.

Одним из основных вопросов современного общества является вопрос целеполагания в воспитании. В Концепции реформирования системы образования России указывается, что воспитание должно быть направлено на достижение двух взаимосвязанных целей - обеспечение процесса социализации гражданина общества и поддержку процесса индивидуализации личности.

Для нашего исследования имеет значение обращение к педагогическому наследию П.П. Блонского. Считая целью воспитания всестороннее развитие человеческой личности, ученый средство достижения этой личности видел в соединении умственного образования с эстетическим, физическим, нравственным, трудовым воспитанием и политехническим обучением.

Идеалом воспитания, в понимании П.П. Блонского, должен стать человек, в котором нашли бы сочетание глубокие знания о природе и обществе, здоровье, убежденность, умение познавать и преобразовывать действительность, нравственная чистота и богатство эстетических чувств. Таким образом, целью воспитания по определению П. П. Блонского является формирование социально активной личности.

Основную роль в осуществлении цели воспитания П.П. Блонский отводил школе. В народной школе, по его мнению, ребенок должен, прежде всего, не обучаться теоретическим знаниям, но учиться жить. «Учиться жить возможно, лишь живя определенным образом. Итак, школа должна быть местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни»,- утверждал педагог.

«Ребенок есть существо развивающееся, и воспитание есть развитие,» - пишет далее исследователь – «Развитие - определенный процесс, имеющий исходную точку и цель. Цель воспитания - развитие мысли ребенка, исходная же точка - его наличное сознание, более близкое к сознанию дикаря, нежели к нашему. И наша ошибка в том состоит, что, поглощенные вопросом о цели воспитания, мы забыли, из чего должны исходить. Обучать ребенка – значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидно чувственный мир. Задача школы – научить жить. Жить это значит познавать действительность и преобразовывать ее».

Взгляды П.П. Блонского о цели воспитания находят развитие в педагогическом наследии А.С. Макаренко. «Цели воспитательной работы могут быть выведены только из общественного требования, из его нужды. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической практике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь и происходит интересная линия: от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга. Воспитывать человека – значит воспитывать у него перспективные пути», - рассуждает педагог о цели воспитания.

Ю.М. Лагусев, изучая аспекты целеполагания в воспитании на современном этапе, отмечает, что исследование проблемы цели воспитательного процесса представлено в рамках концепции оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник, З.С.Харьковская и др.) и целостного подхода к обучению (З.И. Васильева, В.С. Ильин, и др.), но в них речь шла, по мнению ученого, не о природе и источниках педагогического целеполагания, а об уяснении конкретного этапа обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Методы развития силовых способностей
По своему характеру все упражнения подразделяются на три основные группы; общего, регионального и локального воздействия на мышечные группы. К упражнениям общего воздействия относятся те, при выполнении которых в работе участвует не менее 2/3 общего объема мышц, регионального - от 1/3 до 2/3, локал ...

Основные требования к использованию проектных технологий
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятел ...

Режим 5-дневной учебной недели
Опыт функционирования девичьих классов показывает, что в них родители определяют, как правило, не совсем здоровых девочек, надеясь на индивидуальный и щадящий подход к ним в процессе обучения. В настоящее время гигиенистами разработаны здоровьесбере-гающие принципы обучения и воспитания школьниц. П ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru