Сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании

Страница 4

- по методам: в дополнительном образовании основным методом является метод развивающего общения;

- по срокам: ребенок сам определяет продолжительность своего образовательного маршрута;

- по уровню взаимоотношений детей и педагогов: взаимоотношения сотрудничества, сотворчества, ребенок субъект собственного самопознания, саморазвития, самореализации;

- по характеру: в дополнительном образовании воспитание деятельностное.

В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что в дополнительном образовании более приемлема позиция отношения к воспитанию не как « к целенаправленному процессу развития личности» (Х.Й. Лейметс), а как к процессу формирования установок, мотивационной культуры личности. Воспитание в дополнительном образовании является процессом формирования отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого мира.

Образование в рамках учреждения дополнительного образования рассматривается учеными как взаимосвязь двух процессов (обучение и воспитание), активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными отношениями.

В Концепции развития системы дополнительного образования детей содержание воспитания определено как содержание дополнительного образования, которое вырастает из интеграции идей науки, практики и искусства и раскрывается в содержании задач (познавательные, практические, развивающие), возникающих в разнообразной внеучебной деятельности (техническое творчество, туристско-краеведческая работа, спорт, сельскохозяйственное опытничество и природоохранительная работа, художественная и учебно-исследовательская деятельность и др.).

Содержание воспитания определяется целью воспитания. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации целями воспитания порастающего поколения современного российского общества определены:

воспитание патриотов Родины, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

разностороннее и своевременное развитие молодежи, их творческих способностей, формирование самообразования, самореализации личности;

непрерывность образования в течение все жизни.

Для определения сущности и содержания воспитания в учреждении дополнительного образования имеет смысл обращение к Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей на 2001-2005 гг:

Ценностные приоритеты существенно определяют направленность обучения, образования и воспитания в системе дополнительного образования детей, которая призвана не только транслировать культурные ценности, но и создавать условия для саморазвития ребенка и педагога.

Ведущими ценностными приоритетами системы дополнительного образования детей являются:

демократизация учебно-воспитательного процесса;

воспитание культуры здорового образа жизни;

саморазвитие личности;

создание условий для педагогического творчества;

открытость системы;

создание нового поколения учебно-программного и методического обеспечения;

системное развитие на основе информационных технологий;

поддержка и развитие детского творчества.

Реализуясь в условиях досуговой деятельности, дополнительное образование связано со свободным выбором его направлений и форм, с отсутствием жестких санкций и норм, что делает этот вид деятельности привлекательным для любого человека и, тем более, для ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Виды труда дошкольников
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Самообслуживание направленно на уход ...

Предпрофильная подготовка учащихся основной школы
Переход на профильное обучение в старшей школе является институциональной трансформацией для системы общего образования в целом, фактически для каждой городской или районной образовательной сети. От правильного выбора профиля во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности ...

Принцип рекапитуляции Гренвилла Стэнли Холла
Гренвилл Стэнли Холл родился в феврале 1844 г. в небольшом городке Ашфидд, штат Массачусетс, в семье небогатых, но просвещенных и религиозных фермеров. Родители хотели, чтобы Холл связал свою жизнь с религией. В 1863 г., когда Холлу исполнилось 19 лет, он поступил в колледж Уильямса, решившись не б ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru