По убеждению ученого, цель воспитания ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Важнейшие принципы воспитания состоят в том, чтобы соединить два полюса личности: самореализацию и социализацию, т.е. в воспитательной деятельности важна, прежде всего, ориентация на личность, которая в воспитательном процессе способна их интегрировать. Воспитательная деятельность, ориентированная на личность, имеет несколько источников цели: социальный заказ, выражающийся как в объективных тенденциях развития общества и культуры, так и в сознательно выражаемых запросах граждан, можно определить как первый источник; субъект особой социальной реальности, имеющий самостоятельную ценность и называемый воспитанником, является вторым источником цели; воспитатель (педагог, учитель, менеджер) как носитель сущности, наиболее активно реализующей способность к развитию другой личности, представляет третий источник цели.
В рамках нашего исследования представляет интерес и значение взгляд ученого С.В. Сальцевой: «Тенденции сегодняшнего дня, на мой взгляд, диктуют педагогу такие направления воспитательной работы, которые сформируют личность, умеющую разобраться в себе самой, могущую управлять собой, организовывать свою деятельность в условиях свободы выбора собственных действий, сформулировать самозаказ каждый самому себе, который учел бы непохожесть каждой личности, ее уникальные, неизбежно разные точки зрения на мир. А педагог, не разрушая суверенитета личности, ее индивидуальности за то, что ребенок не такой как все, воздействовал бы не на природу личности, а на ее деятельность, организуя ее по-новому, во благо развития лучшего в человеке». Такая цель воспитания требует от педагога «смены ролей»: он будет участвовать как консультант, мастер, заводила интересных творческих дел. Эта цель диктует новые формы сотрудничества взрослых и детей, когда они вместе свободно формулируют проблемы класса, школы, села, района, города. И берутся за их решение. Таким образом, рассматривая цели воспитания человека и его жизнедеятельность, мы закладываем фундамент очеловечивания воспитания (в противовес бездетному воспитательному процессу, где есть компоненты, средства, формы, структура и т.д., но нет слов «жизнь, живой»
Н.Е. Щуркова, исследуя проблемы современного воспитания, отмечает, что главным отличием вчерашнего воспитания от сегодняшнего - ключевой характеристикой последнего - является ценностное отношение, выступающее альтернативой вчерашним правилам поведения в их согласии со знаниями о «должном» и «правильном». «Воспитанные дети - это дети, умеющие обнаруживать смысл в происходящем, способные выявлять ценностное содержание в предметных ситуациях, приобщенные к взаимодействию с миром на уровне ценностей, то есть, на уровне философического восприятия предметной многообразной беспредельной реальности, поэтому способные самостоятельно выстраивать собственное поведение и собственную жизнь на уровне современной культуры в контексте которой они родились». Таким образом, Н.Е. Щуркова формулирует результат воспитания с позиции культорологического подхода.
В современной педагогической науке под содержанием воспитания понимается система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
Изученные нами исследования показывают, что отличие воспитания в дополнительном образовании от воспитания в базовом (основном) проявляется в его специфике:
- по содержанию: реализация дополнительных образовательных программ по различным видам деятельности, представляющим интерес для детей и их родителей;
- по формам организации: добровольные детские объединения в форме кружков, студий, школ, клубов, ансамблей, театров, секции, научные общества и др;
Полезная информация:
Сущность режиссерских игр
Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки испо ...
Проблемы перехода из младшей школы в среднее звено обучения
Наибольшие разночтения в периодизациях развития относятся к границе, разделяющей младший школьный возраст и подростковый, которая фактически охватывает интервал 10 - 12 лет. Вслед за Г.А. Цукерман заметим, что до последнего времени IV класс не включался в исследования возрастных психологов и являлс ...
Внешкольное воспитание в дореволюционной России
Появление самых первых форм внеучебной деятельности в России связано со Шляхтетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30-х годах XVIII века воспитанник корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков вместе с товарищами организовал литературный кружок. В праздничные дни и свободное время они собирались вмест ...