Отношение человека к природе изучали педагоги в своих трудах задолго до нашего века.
В XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы.
Через все педагогические сочинения Коменского, проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.
Коменский считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека.
Он указывает, что точный порядок школы надо заимствовать от природы, что необходимо исходить из наблюдений над теми процессами, какие повсюду проявляет природа в своих действиях. Он пытается установить закономерности воспитания путем аналогий с естественными «основоположениями», законами природы.
Яркие примеры сравнения человека с живой природой можно увидеть в «Великой дидактике» - « …плодоносное дерево (яблоня, груша, виноградная лоза) хотя и может произрастать предоставленное самому себе, но как и дикое растение принесет и дикий плод; для того же, чтобы оно дало вкусные и сладкие плоды, необходимо, чтобы искусный садовник его посадил, поливал, подчищал. Хотя человек, как и всякое существо, сам приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не может стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым».
В связи с этим опять можно вспомнить принцип природосообразности. В «Великой дидактике» Коменский выдвинул такие основоположения:
- природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке;
- всякое свое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным;
- природа не делает скачков, а идет вперед постепенно;
- начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца.
Я.А. Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте.
Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое.
Коменский вывел дидактические принципы, обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновывается принципы постепенности и обучение от общего к частному.
Уже в те времена Коменским было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, об их неотделимости друг от друга.
Принцип современного антропоцентризма основан на понимании того факта, что дальнейшее развитие человечества может состояться только совместно с дальнейшим развитием природы, ее многообразием и богатством.
В такой формулировке принцип антропоцентризма практически эквивалентен утверждениям классической педагогики и восходит к Песталоцци, Монтеню, Руссо, утверждавшим, что цель воспитания - развитие симпатии к другим людям и любовь к природе. Воззрения классической педагогики обладали высокой степенью экологичности.
Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали такие великие педагоги, как Ж.-Ж.Руссо (1762 год), Г.Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф.Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог - демократ А. Гумбольдт, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущение его облагораживающего влияния на человека.
Ж.-Ж.Руссо считал, что воспитание ребенка должно происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.
Г.Песталоцци в работе «Лингард и Гертруда» считал главной целью образования и воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания - согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.
Русские просветители: В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский выступали против бездушного отношения к природе, подчеркивали влияние полноценных знаний о природе на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе. Эти знания предлагалось ввести в систему начального образования.
Важный совет педагогам оставил великий русский педагог К.Д. Ушинский. Проявляя заботу о развитии логического мышления детей, он считал необходимым в этом важном вопросе на первое место поставить природу. Он считал систему образования в России с ее классической, античной направленностью прадедовской ветошью, от которой пора отказаться и начать создавать школу на новой основе. Содержание образования должно включать изучение природы.
Полезная информация:
Методика ознакомления дошкольников с цифрами. Современные технологии
развития числовых представлений дошкольников
Знакомство детей с цифрами не представляет сложной методической проблемы, поскольку дети 3-4-летнего возраста легко запоминают символические изображения: буквы, цифры, знаки. Нет особой необходимости заучивать с детьми определенный объем символики наизусть в дошкольный период, но и искусственно отг ...
Факторы, влияющие на разрешение кризисных моментов
Суммируя описанные стратегии и методы решения конфликтов, можно самостоятельно выработать модель поведения в ситуации кризиса, конфликта и добиваться осуществления своих целей в каждом конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в разрешении кризисных моментов играют следующие фа ...
Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием
речи
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из мл ...