Целью исследования является изучение особенностей овладения лексической сочетаемость слов детьми дошкольного возраста с системными нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Изучение анамнестических данных;
2. Подбор и описание диагностических методик;,
3. Проведение экспериментального исследования по выбранным методикам исследования;
4. Качественный и количественный анализ данных.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №11" г. Вологда в 2008 году. В нем приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи.
По заключение ПМПК у 10 человек ОНР третьего уровня, из них у 4 детей есть дизартрический компонент.
Описание диагностических методик
Экспериментальное исследование осуществлялось по следующим диагностическим методикам:
Методика №1. "Предикативный словарь"
Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.
Материал: предметные картинки (ручка, нож, ножницы, ложка, карандаш, кисть, топор, пила, молоток, щетка)
Методика исследования:
Назвать действие по предъявленному предмету. Логопед использует предметные картинки. "Что делают ручкой?" Ответ ребенка (или с помощью логопеда): "Пишут". "Ножом?" . (с продолжающейся интонацией), ребенок: "Режут".
Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), кистью красят, топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют.
Оценка результатов:
высокий уровень - правильно выполняет задание.
средний уровень - отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.
низкий уровень -- не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.
Методика № 2. "Кто как передвигается"
Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.
Материал: предметные картинки (щука плавает, ласточка летит, кузнечик скачет, змея ползет, лошадка стоит, собака сидит, корова ест, самолет летит).
Инструкция: "Скажи, кто как передвигается или в каком состоянии находится: щука плавает, ласточка - ., кузнечик - ., змея - ., лошадка - ., собака - ., корова - ., самолет - .".
Используются предметные картинки, на которых изображены соответствующие действия.
Оценка результатов:
высокий уровень - правильно выполняет задание.
средний уровень отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.
низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.
Методика № 3. "Атрибутивный словарь"
Цель: выявление уровня овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста.
Материал: слова.
Инструкция: "Подобрать определения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина".
Оценка результатов:
высокий уровень - правильно выполняет задание.
средний уровень — отмечаются ошибки при выполнении заданий в трудных случаях.
низкий уровень - не справляется с заданием или частые ошибки при выполнении задания.
Результаты выполнения заданий соотносятся, и делается вывод об уровне овладения лексической сочетаемостью слов детьми дошкольного возраста:
высокий уровень - дети правильно подбирают слова, владеют нормами лексической сочетаемости слов;
средний уровень - при подборе слов отмечаются ошибки, особенно это касается владения атрибутивным словарем; хороший уровень владения предикативным словарем, незначительное количество ошибок;
низкий уровень - отмечается большое количество ошибок при подборе слов.
Результаты исследования детей по описанным выше методикам были следующими.
Методика №1. "Предикативный словарь"
Результаты исследования по данной методике представлены в приложении 2 и таблице 1.
Таблица 1 Результаты исследования по методике "Предикативный словарь" у детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи
Уровень овладения лексической сочетаемостью слов |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Количество детей |
0 |
2 |
8 |
По данным таблицы 1, большинство дошкольников с системными нарушениями речи (8 детей) выполнило данное задание на низком уровне, 2 ребенка - на среднем уровне, детей с высоким уровнем не выявлено.
Полезная информация:
Цели, задачи и особенности социальной системы «школа» в
современных условиях
Школа, как и любое другое образовательное учреждение, - это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система. Каждая школа испытывает на себе влияние общего социального климата, политических, правовых, экономических, культурных, экологических и других воздействий. Она как относительн ...
Организация кружковой деятельности
Технические кружки создают на сравнительно длительное время в расчете на регулярные занятия с постоянным составом учащихся. Каждый кружок должен иметь программу и календарно-тематический план работы. Организовать работу многих кружков в одной и той же школе весьма сложно: не хватает квалифицированн ...
Дидактический материал, позволяющий знакомить дошкольников с дробями
Детская развивающая игра «Дроби» (Игры Никитина) - это уникальный дидактический материал. Игра знакомит детей с соотношениями дробей, готовит к школьной программе. Представление о дроби, как части целого, может сформироваться у малыша рано. Ведь в жизни он видит и половинку яблока, или даже четверт ...