Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Образование и воспитание » Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка » Организация и методика экспериментального исследования психомоторного и речевого развития детей раннего возраста в условиях дома ребенка

Страница 14

С заданием №1 , направленным на выявление уровня развития игры, дети ЭГ-1 и ЭГ-2 справились успешно. Можно сделать вывод, что игровые действия сформированы в большей степени.

На основании данных таблиц 1 и 2 строим график выполнения заданий (рис.3).

Рис.3. График выполнения заданий

Из графика 3 видно, что дети ЭГ-1 наиболее успешно справляются с диагностическими заданиями. Это еще раз подтверждает наши выводы о том, что специалисты Дома ребенка ведут раннюю коррекционную работу, направленную на развитие малыша с первых месяцев жизни.

Из таблицы 1 и таблицы 2 следует, что основная масса детей относится к третьей группе. Их число составляет 7 человек – 70%.

Ко второй группе относится 2 человека – 20% и к четвертой группе 1 человек – 10%. Таким образом, только 10% детей экспериментальной группы имеет психомоторное развитие, соответствующее нормативным показателям развития детей раннего возраста.

На основании этих данных строим диаграмму умственного развития детей 2-3 лет Дома ребенка (рис.4).

ребенок логопедический недоразвитие речь

Рис. 4. Диаграмма умственного развития детей 2-3 лет Дома ребенка

На третьем этапе констатирующего эксперимента мы проводим логопедическое обследование речи детей в возрасте 2-3 лет.

Нами было отобрано 10 диагностических заданий, наиболее точно характеризующих состояние импрессивной и экспрессивной речи.

При обследовании речи мы опирались на закономерности развития нормальной детской речи, которые являются для обследователя своеобразным условным эталоном нормы.

Через диагностические задания по обследованию речевого развития малышей, мы изучаем понимание речи, активный словарь, возможность речевого подражания. Кроме того, оценивалась, так называемая, зона ближайшего развития, а именно возможность объединения двух слов в предложении.

Понимание речи взрослого фиксировалось на основании ответных действий или слов ребенка после обращения к нему взрослого, при выполнении словесных инструкций.

Показателем активной речи являются предречевые вокализации (лепет, отдельные слова, фразы).

Каждое диагностическое задание оценивалось по четырех бальной системе. Шкалы оценок приводятся после описания заданий. Суммарное количество баллов является показателем речевого развития детей в возрасте 2-3 лет.

В связи с учетом нормативных показателей развития детей раннего возраста мы условно выделили следующие группы детей.

I Блок. Обследование импрессивной речи. (Задания I.1-I.5)

Первая группа (5-6 баллов). Ребенок вообще не понимает речи взрослого.

Вторая группа (7-11 баллов). Ребенок узнает знакомые предметы и животных по их названию, но не понимает слов, обозначающих признаки, действия, выполняет только элементарные инструкции.

Третья группа (12-16 баллов). Ребенок понимает обращенную к нему речь взрослого, легко находит нужные предметы и выполняет те действия, которые предлагает взрослый, выполняет, как правило, более сложные инструкции.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Полезная информация:

Принцип наглядности
Специфика учебной дисциплины «Инженерная графика» такова, что в ней дидактический принцип доступности изучаемого материала неразрывно связан с дидактическим принципом наглядности. Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но представляет лишь начальную ступень познания. Следую ...

Физкультурно-оздоровительная работа в 10-11 классах
Проведение физкультурно-оздоровительной работы с учащимися 10-11 классов не утрачивает своего значения. Организация учебного процесса в старших классах характеризуется увеличением учебной нагрузки: наряду с учебными широко применяются факультативные занятия, возрастает сложность учебного материала. ...

Модульное структурирование и организация учебных занятий по стереометрии
Рассмотрим более детально организацию и конструирование учебно-воспитательного процесса и учебной деятельности обучения стереометрии с позиций теории модульного подхода. Известно, что хорошие результаты достигаются там, где процесс организован как целостная система. Помня о том, что процесс обучени ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru