Отсутствие интереса к уроку, или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже там, где отсутствуют истинные элементы трудности. (М.С. Громбах).
Урок - динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведённом месте с учётом особенностей каждого ученика путём использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей. Таких характеристик не имеет ни одна другая организационная форма, они отражают не только специфику, но и сущность урока. Наполняемость класса не является обязательной характеристикой урока, но установлено, что для оптимальной работы на уроке информатики, как учащихся, так и учителя является группа, состоящая из 10 - 15 человек.
Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.
Обучение на уроке происходит в учебных ситуациях, которые являются элементарными единицами урока.
Учебная ситуация - дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.
Чем больше осмыслен урок учителем в процессе подготовки к нему, чем точнее определена его структура, тем увереннее он будет себя чувствовать на нём. Заранее точно продумать урок - означает необходимость выявить по возможности все трудности, которые могут возникнуть на уроке, и установить соответствующие меры для их преодоления.
Трудности |
Пути преодоления |
Обеспечение полного соответствия содержания урока образовательным, воспитательным и развивающим задачам |
Подбор необходимого теоретического и практического материала, обеспечивающего решение всех задач |
Выделение в содержании главного, существенного |
Выделение ведущей цели урока Определение содержания каждого логически завершённого этапа урока Уяснение их основных задач |
Соответствие объёма содержания материала урока отводимому на его изучение времени |
Выбор необходимого и достаточного объёма информации Отбор реального количества используемых средств, адекватных методов и видов деятельности |
Дифференциация содержания образования для учеников с разным уровнем подготовленности |
Подготовка заданий и продумывание видов деятельности учащихся на уроке, ориентированных на разный уровень их подготовленности и способностей |
Межпредметная ориентация содержания урока |
Устранение дублирования материала Опора на материал, известный учащимся из других предметов |
Опираясь на мотивы учения, необходимо привлечь учащихся к предстоящей на уроке работе, вызвать потребность в познании, в самоконтроле и самооценке своей деятельности и т.д. В течение всего урока учитель изучает реакцию учащихся на всё, что происходит на уроке.
Мы знаем, что отдельный урок - это только одно звено в цепи других уроков по данной теме или разделу школьной программы данного курса. Но, с другой стороны, урок и даже каждый его этап - это нечто целое, законченное.
Рассматривая урок с точки зрения логики процесса обучения, мы придём к понятию "структура урока”.
Структура урока - совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах.
Число компонентов общей структуры урока постоянно и равно трём. Эти компоненты можно увидеть на следующей схеме:
Полезная информация:
Модель дидактического анализа
Базовая модель дидактического анализа, представленная доктором ван Гельдером, может быть интерпретирована как инвариантная модель, в формате которой можно описать многие производственные процессы и процессы оказания услуг. Раскрываемая в ходе дальнейшего изложения (рис. 3) детальная модель показыва ...
Принципы как категория дидактики
Процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представлять как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями еще не обладают. Здесь, естественно, возникают вопросы: каким образом должно быть поставлено обучение? Какими правилами необходимо руководствоваться при этом? ...
Инструменты, приспособления и инвентарь используемый для
изготовления модели шатла в школьных мастерских
Программы и методические пособия к урокам трудового обучения учитывают разнообразные условия, в которых работают учителя, они предполагают на выбор варианты изделий и работ, которые выполнимы в обычных классах. Однако это в определенной мере ограничивает развитие трудового обучения, которое полност ...