Урок как форма организации учебного процесса в школе

Образование и воспитание » Деловая игра как форма организации урока информатики » Урок как форма организации учебного процесса в школе

Страница 1

Отсутствие интереса к уроку, или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже там, где отсутствуют истинные элементы трудности. (М.С. Громбах).

Урок - динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведённом месте с учётом особенностей каждого ученика путём использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей. Таких характеристик не имеет ни одна другая организационная форма, они отражают не только специфику, но и сущность урока. Наполняемость класса не является обязательной характеристикой урока, но установлено, что для оптимальной работы на уроке информатики, как учащихся, так и учителя является группа, состоящая из 10 - 15 человек.

Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.

Обучение на уроке происходит в учебных ситуациях, которые являются элементарными единицами урока.

Учебная ситуация - дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.

Чем больше осмыслен урок учителем в процессе подготовки к нему, чем точнее определена его структура, тем увереннее он будет себя чувствовать на нём. Заранее точно продумать урок - означает необходимость выявить по возможности все трудности, которые могут возникнуть на уроке, и установить соответствующие меры для их преодоления.

Трудности

Пути преодоления

Обеспечение полного соответствия содержания урока образовательным, воспитательным и развивающим задачам

Подбор необходимого теоретического и практического материала, обеспечивающего решение всех задач

Выделение в содержании главного, существенного

Выделение ведущей цели урока

Определение содержания каждого логически завершённого этапа урока

Уяснение их основных задач

Соответствие объёма содержания материала урока отводимому на его изучение времени

Выбор необходимого и достаточного объёма информации

Отбор реального количества используемых средств, адекватных методов и видов деятельности

Дифференциация содержания образования для учеников с разным уровнем подготовленности

Подготовка заданий и продумывание видов деятельности учащихся на уроке, ориентированных на разный уровень их подготовленности и способностей

Межпредметная ориентация содержания урока

Устранение дублирования материала

Опора на материал, известный учащимся из других предметов

Опираясь на мотивы учения, необходимо привлечь учащихся к предстоящей на уроке работе, вызвать потребность в познании, в самоконтроле и самооценке своей деятельности и т.д. В течение всего урока учитель изучает реакцию учащихся на всё, что происходит на уроке.

Мы знаем, что отдельный урок - это только одно звено в цепи других уроков по данной теме или разделу школьной программы данного курса. Но, с другой стороны, урок и даже каждый его этап - это нечто целое, законченное.

Рассматривая урок с точки зрения логики процесса обучения, мы придём к понятию "структура урока”.

Структура урока - совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах.

Число компонентов общей структуры урока постоянно и равно трём. Эти компоненты можно увидеть на следующей схеме:

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Самоопределение учащихся старшей школы
Старший школьный возраст отличает устремленность в будущее. Если в 15-16 лет жизнь кардинально не изменилась и ребенок остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненны ...

Развитие фонематической системы у дошкольников с ОНР
При общем недоразвитии речи у детей нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженны ...

Содержание деятельности социального педагога по организации профессионального самоопределения старших школьников
В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется социальным педагогом. Управление выбором профессии – одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися социально ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru