В общей форме психологическая схема смыслового восприятия может быть представлена как система, характеризующая побуждающим, формирующим и реализующим уровням. Побуждающий уровень объединяет ситуативно – контекстуальную сигнальную (стимульную) информацию и мотивационную сферу. Если две первые стороны образуют поле обстановочной и пусковой афферентации (в терминах П.К. Анохина), то мотивационная сторона побуждающего уровня определяет готовность психических и физических сил индивида к этому виду перцептивной деятельности и выражается «в заинтересованности в том, чтобы направить течение восприятия в свою пользу» т.е. правильно понять, осмыслить речевое сообщение, обеспечивая тем самым ситуацию общения. Формирующий уровень функциональной схемы смыслового восприятия содержит четыре взаимосвязанные и взаимовключающиеся фразы:
1) фазу смыслового прогнозирования;
2) фазу вербального сличения;
3) фазу установления смысловых связей:
а) между словами и
б) между смысловыми звеньями;
4) фазу смыслоформулирования.
Смысловое прогнозирование, вызываемое контекстуально-ситуативной или сигнальной информацией, актуализирует семантическое поле, соотносмое с общим смыслом гипотезы, и подготавливает тем самым процесс сличения входного сигнала с вербальными конституэнтами семантического поля. Вербальное сличение, осуществляясь, таким образом, на сенсорном уровне, производит перекодировку звуковой волны во временно – пространственное представление и первичный анализ входного словесного сигнала по критическим точкам (Е.Н. Соколов) или локусам.
На перцептивном уровне, начинающим с этого первичного анализа, происходит подтверждение или отклонение вербальной гипотезы и принятие решения о слове. Одновременно с актуализацией вербального образа актуализируется ассоциативная цепь его связей с другими словами, включая в действие процесс установления смысловых связей, с учетом субъективной вероятности появления той или иной ассоциации. Установление связей между (как минимум) двумя словами формирует определенное смысловое звено, показателем которого является возможность перевода его на уровень нерасчетливого, монолитного представления – образа.
Таким образом, на этом уровне включается механизм семантических и одновременно грамматических правил. При наложении входного сигнала на сетку этих правил мысль говорящего получает для слушателя конкретное, принятое нормами данного языка, категориальное оформление (время, залог, число, лицо и т.д.). Фаза смыслоформулирования заключается для слушающего в обобщении результата всей этой перцептивно-мыслительной работы и переводе его на оду целую, нерасчлененную единицу понимания – общий смысл воспринятого сообщения. Реализующий уровень на основе установления этого общего смысла формирует замысел ответного речевого действия.
Полезная информация:
Обязанности классного руководителя
К этим обязанностям относятся следующие: — всестороннее изучение учащихся; — разъяснение и внедрение правил поведения; — повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся и проведение воспитательной работы по стимулированию их домашнего, учения; — анализ положительных сторон в жизни и деятельности ...
Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного
возраста
На определенном этапе развития ребенка ему характерен определенный тип деятельности (ведущий тип деятельности). В раннем возрасте особое место в формировании мышления принадлежит общению, предметной деятельности, игре (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и другие). В на ...
Эмоциональное развитие в работах отечественных ученых
Эмоции - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий, общая, генерализованная реакция организма на такие воздействия. Согласно определению, данному в “Психологическом словаре”- эмоции - это особый класс психических процесс ...