Отсутствие слуховых реакций, их несимметричность, чрезмерная длительность латентного периода могут указать на снижение слуха. Хотя слух в своем развитии и опережает развитие движения органов речи, все же на первых порах и он недостаточно развит, что обусловливает ряд несовершенств речи.
Звуки, слоги и слова окружающих воспринимаются недифференцированно (не осознается разница между ними), т.е. нечетко, искаженно. Поэтому дети смешивают один звук с другим, плохо понимают речь.
Слабые критическое отношение и слуховое внимание к речи окружающих и своей собственной тормозят развитие звуковых дифференцировок и их устойчивость в процессе восприятия и воспроизведения, поэтому дети не замечают своих недочетов, которые затем приобретают характер привычки.
Дополнительным и также очень важным условием развития фонематического слуха является двигательная реализация заданного акустического эталона. Речь – двусторонний процесс: я должен воспроизвести те же речевые звуки, какие находятся в составе слов, принятых мною от другого человека. Но я могу воспроизвести только те звуки, которые различают мой слух. Таким образом, слух становится контролером речедвижений. Но так как в результате речедвижений получаются тоже звуки, то сравнение заданного со стороны звука и воспроизведенного обучающимся позволяет улучшать и речедвижения и собственный фонематический слух.
При всяком движении, в том числе и артикуляционном, от мышц и сухожилий двигающегося органа непрерывно идут в мозг сигналы, оповещающие о том, в каком положении находится в данный момент двигающийся орган. Эти импульсы от исполнительных органов называются обратной связью.
Таких связей в речи две – слуховая и двигательная. Весь процесс регулируется сравнением того, что задано, с тем, что сделано. Вначале в процесс сравнения включен чужой слух, слух взрослого. При неправильной выдаче он требует исправления. В дальнейшем, по мере накопления удачных артикуляций, санкционируемых обучающимся, обучающейся научается сам
сравнивать должное и выполненное. Так формируется фонематический слух.
Понятие фонематической системы с позиции психолингвистики
Психолингвистика представляет междисциплинарную область знаний о закономерностях, структуре и функционировании процессов восприятия и порождения речи в норме. Психолингвистический подход в логопедии в настоящее время является чрезвычайно перспективным и широко представлен при анализе таких речевых нарушений, как афазия, алалия, нарушения чтения и письма. Знания теории речевой деятельности необходимы для дифференциальной диагностики нормального и нарушенного речевого развития, для определения психолингвистических механизмов речевой патологии, для выявления нарушенных операций в структуре речевого дефекта.
Необходимо рассмотреть работы таких авторов как Жинкин Н.И., Зимняя И.А.
Звук, поступающий к органу слуха, является синтетическим. Все его признаки слиты в один общий звук. В таком синтезированном виде он может транспортироваться по одному проводу, если при помощи преобразователя, например микрофона, звуковые колебания будут переведены в электрические. Обратное преобразование электрические колебания переведет в звуковые.
Очевидно, что в таком виде не может происходить прием звуков слуховым анализатором. Разные признаки звука несут разные сигнальные значения и должны синтезироваться в разных комбинациях, поэтому синтетический звук, прежде чем поступить в кору большого мозга, разлагается на признаки, которые по отдельности и транспортируются в кору. Это положение подтверждается резонансной теорией слуха, разработанной Гельмгольцем и значительно дополненной исследованиями Флетчера и Бекеши.
Первичный рецепторный анализ звука происходит автоматически вследствие особенностей устройства самого слухового рецептора. По другим принципам развертывается центральный, корковый анализ и синтез звука. Здесь основную роль играет время. Аналитически разложенные признаки, поступающие, в последовательном ряду синтезируются в одновременности, образуя целый комплекс.
Полезная информация:
Психолого-педагогические основания воспитания организованности как ключевого
качества личности в младшем школьном возрасте
Человек – существо социальное. Сущность комплексного восприятия всех его индивидуальных качеств передается в таком понятии как личность. По мнению Л.И.Божович, "личность – это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная хар ...
Культурно-досуговая деятельность вуза
Досуг молодёжи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей «молодёжного сознания» повышенной эмоциональностью восприятия и реакций. В основе его содержания не только отдых и развлечения, но и решения ...
Виды интереса и его роль в обучении
Если характеризовать интерес как один из компонентов учебной мотивации, то нужно учитывать, что в повседневном бытовом и в профессиональном педагогическом общении термин «интерес» часто используется как синоним учебной мотивации. Об этом могут свидетельствовать такие высказывания, как «у него нет и ...