Первый поступивший сигнал удерживается до появления второго, но не смешивается с ним, сопоставляется. Такое же явление происходит при восприятии слога, в котором обычно акустически мощный гласный сочетается с маломощным согласным. Последовательно поступающие по слуховому тракту нервные импульсы, вследствие кодирования эквивалентные звуковым спектрам, удерживаются в ядре слухового анализатора до момента прихода последнего элемента из состава принимаемой фразы.
Если кратко перечислить приспособления для приема речи по рассмотренным этапам анализа и синтеза, то получится следующая цепь звеньев:
первичное аналитическое распадение синтетических акустических комплексов в слуховом рецепторе на отдельные признаки звука и переход этих признаков на новые несущие сигналы – нервные импульсы;
удержание поступивших сигналов на время приема отдельного простого сообщения (фразы);
включение механизма постоянных различителей, отделение основной частоты от спектра выделения речевых формант и связи с этим первичный синтез слова в тембрах;
узнавание слова из состава усвоенного лексикона по категориальным и индивидуальным приметам и в связи с этим полный синтез отдельного слова;
синтез слов в систему сообщения по усвоенному применению правил грамматики и логики;
различие ступеней интонационного квантования по высоте, громкости и долготе и в связи с этим переозначение словесных комплексов применительно к ситуации;
понимание мысли отдельного сообщения и удержание ее через какой-либо заменитель.
Таков путь приспособления для приема речи. Он начинается с анализа и кончается синтезом.
На протяжении более двух десятилетий проблема речевого восприятия остается в центре внимания психологов и психолингвистов. Многочисленные исследования показали, что речевое восприятие представляет собой неоднородный многоплановый процесс. При этом восприятие, как и всякий другой процесс, рассматривается в единстве актуальной, процессуальной и результативной, содержательной стороны, свидетельствующей о самом факте отражения. Осмысление, определяемое как процесс раскрытия и установления связей и отношений, в свою очередь, имеет результативную сторону, которая может быть положительной и отрицательной. Положительный результат осмысления в акте речевого восприятия является пониманием, тогда как отрицательный результат этого процесса выражается в непонимании.
То, что восприятие и понимание образуют единый процесс, подчеркивается в работах всех исследователей речи. Так, В.А. Артемов отмечает: «…мы воспринимаем речь на основе ее понимания и понимаем на основе ее восприятия. Именно этот единый процесс взаимодействия и понимания и определен нами как смысловое восприятие…»
Смысловое восприятие также неразрывно связано и с мнемической деятельностью. Действительно, если в других видах восприятия, например,
при восприятии предмета, восприятии пространства и т.д., формирование первоначального перцептивного образа может рассматриваться как «центральная проблема психологии восприятия», то при смысловом восприятии не менее важной оказывается проблема соотнесения действующего в данный момент на слуховой анализатор вербального раздражителя с тем лингвистическим опытом, котором располагает индивид. И если память хранит языковые сведения, не сможет реализоваться. Человек в таком случае, как известно, будет только слышать нерасчлененный звуком поток, оставаясь на уровне элементарного сенсорного действия. Ясно, что смысловое восприятие, включая в себя осмысление и предполагая работу памяти, является сложной перцептивно-мыслительно-мнемической деятельностью.
Необходимо подчеркнуть, что, рассматривая особенности протекания процесса восприятия речевого сообщения, С.Л. Рубинштейн (1941), В.А. Артемов (1954), Н.И. Жинкин (1958) наметили направление «анализа через синтез» в общепсихологическом плане. Наиболее полное представление приема речевого сообщения дано Н.И. Жинкиным. В несколько свободной интерпретации этот процесс можно представить совокупностью двух этапов, составляющих уровень перцептивной обработки речевого сигнала, которая, по мнению Н.И. Жинкина, осуществляется «механизмами различия и узнавания», удержания и сохранения информации во времени для последующей обработки, на основе мыслительных операций анализа и синтеза, с включением принципа «эквивалентных замен».
Полезная информация:
Методическая деятельность классного руководителя
В обязанность классного руководителя входит ведение следующей документации: классного журнала, личных дел учащихся, составление планов внеклассной воспитательной работы. Что касается классного журнала и личных дел, то здесь особых сложностей нет. Классному руководителю необходимо следить за аккурат ...
Oсновные пути реализации метода развивающего дискомфорта
в обучении и развитии одаренных детей
Существует, по крайней мере, несколько основных направлений реализации метода развивающего дискомфорта в обучении и развитии одаренных детей. Только использование всех этих направлений в сумме может дать необходимый эффект. 1. Работа по методу развивающего дискомфорта начинается и постоянно предпол ...
Классификация учебных проектов по Коллингсу
Еще один разработчик метода проектов, американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Проекты игр - различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель - участие детей в групповой деятельности. Экскурсионные проекты - целесообразное изучение ...