Фонематическая система русского языка

Страница 4

Первый поступивший сигнал удерживается до появления второго, но не смешивается с ним, сопоставляется. Такое же явление происходит при восприятии слога, в котором обычно акустически мощный гласный сочетается с маломощным согласным. Последовательно поступающие по слуховому тракту нервные импульсы, вследствие кодирования эквивалентные звуковым спектрам, удерживаются в ядре слухового анализатора до момента прихода последнего элемента из состава принимаемой фразы.

Если кратко перечислить приспособления для приема речи по рассмотренным этапам анализа и синтеза, то получится следующая цепь звеньев:

первичное аналитическое распадение синтетических акустических комплексов в слуховом рецепторе на отдельные признаки звука и переход этих признаков на новые несущие сигналы – нервные импульсы;

удержание поступивших сигналов на время приема отдельного простого сообщения (фразы);

включение механизма постоянных различителей, отделение основной частоты от спектра выделения речевых формант и связи с этим первичный синтез слова в тембрах;

узнавание слова из состава усвоенного лексикона по категориальным и индивидуальным приметам и в связи с этим полный синтез отдельного слова;

синтез слов в систему сообщения по усвоенному применению правил грамматики и логики;

различие ступеней интонационного квантования по высоте, громкости и долготе и в связи с этим переозначение словесных комплексов применительно к ситуации;

понимание мысли отдельного сообщения и удержание ее через какой-либо заменитель.

Таков путь приспособления для приема речи. Он начинается с анализа и кончается синтезом.

На протяжении более двух десятилетий проблема речевого восприятия остается в центре внимания психологов и психолингвистов. Многочисленные исследования показали, что речевое восприятие представляет собой неоднородный многоплановый процесс. При этом восприятие, как и всякий другой процесс, рассматривается в единстве актуальной, процессуальной и результативной, содержательной стороны, свидетельствующей о самом факте отражения. Осмысление, определяемое как процесс раскрытия и установления связей и отношений, в свою очередь, имеет результативную сторону, которая может быть положительной и отрицательной. Положительный результат осмысления в акте речевого восприятия является пониманием, тогда как отрицательный результат этого процесса выражается в непонимании.

То, что восприятие и понимание образуют единый процесс, подчеркивается в работах всех исследователей речи. Так, В.А. Артемов отмечает: «…мы воспринимаем речь на основе ее понимания и понимаем на основе ее восприятия. Именно этот единый процесс взаимодействия и понимания и определен нами как смысловое восприятие…»

Смысловое восприятие также неразрывно связано и с мнемической деятельностью. Действительно, если в других видах восприятия, например,

при восприятии предмета, восприятии пространства и т.д., формирование первоначального перцептивного образа может рассматриваться как «центральная проблема психологии восприятия», то при смысловом восприятии не менее важной оказывается проблема соотнесения действующего в данный момент на слуховой анализатор вербального раздражителя с тем лингвистическим опытом, котором располагает индивид. И если память хранит языковые сведения, не сможет реализоваться. Человек в таком случае, как известно, будет только слышать нерасчлененный звуком поток, оставаясь на уровне элементарного сенсорного действия. Ясно, что смысловое восприятие, включая в себя осмысление и предполагая работу памяти, является сложной перцептивно-мыслительно-мнемической деятельностью.

Необходимо подчеркнуть, что, рассматривая особенности протекания процесса восприятия речевого сообщения, С.Л. Рубинштейн (1941), В.А. Артемов (1954), Н.И. Жинкин (1958) наметили направление «анализа через синтез» в общепсихологическом плане. Наиболее полное представление приема речевого сообщения дано Н.И. Жинкиным. В несколько свободной интерпретации этот процесс можно представить совокупностью двух этапов, составляющих уровень перцептивной обработки речевого сигнала, которая, по мнению Н.И. Жинкина, осуществляется «механизмами различия и узнавания», удержания и сохранения информации во времени для последующей обработки, на основе мыслительных операций анализа и синтеза, с включением принципа «эквивалентных замен».

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Методы научного познания в обучении математике
Одно из центральных мест в методике преподавания математики занимают методы обучения. Знание методов обучения математике необходимо для организации эффективного обучения школьников. Выделяют следующие методы обучения математики: методы обучения, выделяемые по источнику знаний; методы обучения, опре ...

Применение компьютерных технологий при обучении учащихся физике
Профессиональный рост учителя, на мой взгляд, всегда связан с поиском. Роль его заключается в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовать и управлять учебной деятельностью своих воспитанников. И реализовать ...

Содержание ключевых образовательных компетенций
Образовательная компетенция, по мнению А. В. Хуторского, – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к реальной действительности. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru