«Речевой квалифицированный слух» – это сложное психическое образование, обеспечивающее синхронный анализ потока звуков речи, направленный на распознавание смыслоразличительных его элементов. Фонематическая система является основным инструментом понимания слышимой речи, т.е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие небной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими. В тех случаях, когда фонемы отличаются одна от другой несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далеких, не сходным между собой.
Фонематическая система состоит из минимальных лингвистических единиц – фонем, сформулированы тексты (речь) также в бесконечном разнообразии.
Известный лингвист Матусевич М.И. дала развернутое определение фонемы: «Фонема-это мельчайшая линейно не делимая единица языка, противопоставленная всем другим фонемам, могущая иметь самостоятельное значение, входящая в состав звукового облика слов или фонем и способная их дифференцировать». В русской фонетической системе предпочтение отдается открытым слогам. На основании анализа экспериментальных данных Л.В. Бондарко утверждает, что любые фразы произносится человеком как последовательность открытых слогов. Слог – это условие существования аллофонов (вариантов) фонем.
Фонология – раздел языкознания изучающей звуковые единицы языка – фонемы. Фонемы – это неделимые далее звуковые единицы языка, которые служат для построения словоформ и для различия их звуковых видов.
В отличие от звука, выделяемого и отожествляемого в потоке речи звуковая единица языка – фонема в значительной степени абстрагирована от конкретных звуковых реализаций в определенной позиции в словоформе. В пределах одной и той же морфемы в разных словоформах на одном и том же месте могут находиться разные звуковые единицы языка – сильные и слабые фонемы.
В.К. Орфинская, Р.Е. Левина писали о том, что фонематическая система выполняет ряд функций, необходимых как для восприятия, так и для воспроизведения не только устной, но и письменной речи.
К функциям фонетико-фонематической системы относятся:
– слухопроизносительная дифференциация фонем;
– фонематический анализ и синтез;
– смыслоразличение.
Функция слухопроизносительной дифференциации фонем предполагает способность классифицировать звуки речи по акустико-артикуляционным признакам. В русском языке звуки различаются на 42 фонемы – 6 гласных, характеризующих тремя признаками (ряд, подъем, лабилизация), и 36 согласных, различающихся между собой по пяти признакам (вокальность, назализация, палатализация, место и способ образования). Фонемы представлены в живой речи вариантами – аллофонами, которые объединяются в фонемы не столько по акустико-артикуляционной близости, сколько по позиционному поведению.
Существует мнение, что некоторые фонемы имеют акустическое сходство при существенных различиях в артикуляции и наоборот. Такое мнение противоречит законам физики, так как качество звуков зависит от конфигурации генерирующих их устройств. На взгляд ученых, в работах Л.В. Бондаренко убедительно доказано, что акустическое сходство речевых звуков прямо обусловлено общими параметрами их артикуляции.
Аналитико-синтетическая функция фонематической системы предполагает осуществление простых и сложных форм фонематического анализа, а также синтеза. В.К. Орфинская относила к простым формам фонематического анализа способность выделять звук на фоне слова, т.е. определять наличие заданного звука в слове, и способность выделять звук из слова, т.е. распознавать фонематический состав слова. Сложными формами фонематического анализа являются количественный – определение количества фонем в слове; последовательный, или порядковый, определение последовательности фонем в слове и позиционный анализ – определение места фонемы в слове.
Полезная информация:
Общие методические положения по проведению элективного курса
«Квадратные уравнения и неравенства с параметром»
Функции вида (– квадратный трёхчлен), где , в школьном курсе математики придаётся большое значение. Если не считать самой простой функции – линейной, то это единственная функция, для которой в школьном курсе могут быть достаточно строго доказаны основные свойства, составляющие содержание теории и н ...
Основные принципы экологического образования и воспитания учащихся
Любой вид деятельности, в том числе и природоохранной, опирается на ряд принципиальных положений и убеждений. Среди них наиболее важными, на наш взгляд, являются следующие: формирование ответственного отношения к природной среде рассматривается как составная часть воспитания. В этом процессе необхо ...
Анализ деятельности социального педагога в образовательном учреждении со
старшими школьниками по профессиональному самоопределению
Общая информация об образовательном учреждении: Название - Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №262 с классами с этнокультурным русским национальным компонентом Адрес - г. Москва, ул. Костонаевская д.45 Педагогический коллектив представлен следующими специал ...