Графически данные таблицы 3 можно представить на рисунке 2.
Результаты, представленные в таблице 3 и рис. 2 показывают, что из всех детей старшего дошкольного возраста с ОНР 30% имеют высокий уровень сформированности основных характеристик (устойчивости и переключаемости) произвольного внимания (Тая К., Даня С., Владик Ж.), 30% имеют средний уровень и 40% (Кирилл Г., Глеб Д., Карина И., Вика А.) – низкий.
Отметим, что очень высокого уровня сформированности основных характеристик произвольного внимания у детей экспериментальной группы нет.
Выполняя 4 задание серии заданий № 2 Кирилл Г. допустил много ошибок при рисовании домика, фигура человека очень непропорционально по вертикали, нет обуви и фигура больше похожа на квадрат. Также он допустил ошибки при срисовывании точек (перевернул их) и во фразе буквы во фразе «пляшут» в разные стороны, поэтому общий средний уровень у него получился низкий. Низкий уровень сформированности основных характеристик произвольного внимания имеют Вика А., Карина И. и Глеб Д.
Рисунок 2 – Распределение старших дошкольников с ОНР по уровням выполнения серии заданий № 2 (Экспериментальная группа)
При выполнении задания 1 Рома Р. Допустил много ошибок при рисовании домика, рисунок мужской фигуры нарисовал без пальцев рук, обуви и одежды. Однако точки и фразу «Он ел суп» он срисовал почти безошибочно и по результатам выполнения серии заданий № 2 получил средний уровень сформированности основных характеристик произвольного внимания. Также средний уровень наблюдается у Полины Д., Вити К.
Высокий уровень сформированности основных характеристик произвольного внимания показали Владик Ж., Даня С. И Тая К. эти дети почти безукоризненно выполнили все предложенные задания, слушали внимательно и очень старались.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе детей старшего дошкольного возраста с ОНР нет очень высокого уровня сформированности произвольного внимания.
В ходе проведенных психолого-педагогических исследований можно отметить следующие особенности внимания у экпериментальной группы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи:
развит нормальный объем произвольного внимания у 50% и ниже нормы – 50%;
очень высокий уровень развития основных характеристик произвольного внимания (устойчивость и переключаемость) в экспериментальной группе не имеет никто, высокий уровень – 30%, средний уровень – 30% и низкий уровень – 40% детей с нарушениями речи.
Далее проанализируем результаты тестирования контрольной группы (дети нормы).
Анализ полученных результатов также начнем с интерпретации серии заданий № 1 (Методика «Корректурная проба Бурдона») для контрольной группы, целью которой является выявление объема произвольного внимания.
Для этого обратимся к таблице № 4 составленной на основе протоколов обследования по серии заданий № 1. Итак, по серии заданий № 1 дети контрольной группы, принимавшие участие в эксперименте, показали следующие результаты (таблица № 3).
Таблица 3 - Распределение старших дошкольников с ОНР по уровням выполнения серии заданий №1 (Контрольная группа)
№ п/п |
Имя Ф. |
А (степень объема произвольного внимания) |
Уровень |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Лера З. |
1 |
норма |
2 |
Арина В. |
0,99 |
ниже нормы |
3 |
Таня Б. |
1 |
норма |
4 |
Настя А. |
1 |
норма |
5 |
Максим М. |
1 |
норма |
6 |
Маша Ч. |
1 |
норма |
7 |
Катя И. |
0,99 |
ниже нормы |
8 |
Дима Б. |
1 |
норма |
9 |
Тимофей К. |
1 |
норма |
10 |
Лена П. |
1 |
норма |
Полезная информация:
Исторические аспекты развития художественной росписи ткани в России
На Руси с незапамятных времен известны способы расцвечивания ткани путем набивания узора, в дальнейшем получившие название печатных рисунков. Это так называемые различные виды «набойки», от слова «набивать». Этот способ заключается в следующем: вырезался узор на доске, затем доска смачивалась краск ...
Мифов о дистанционном обучении
XXI столетие – столетие информации. Образованность тут – основной критерий. Владеть тончайшее образование – это модно, это престижно, это выгодно. Владеть тончайшее образование – значит переть в ногу со временем. С развитием технологий улучшаются системы туристического бизнеса, медицины, СМИ и иных ...
Об общих подходах к оцениванию при безотметочном
обучении
В основе данных подходов лежат следующие ключевые вопросы: - что оценивать (т.е. что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует); - как оценивать (т.е. какими средствами должно фиксироваться то, что оценивается); - каким образом оценивать (т.е. какова должна быть сама процедура оцениван ...