Актуальность исследования заключается в том, что жалобы на недостаток внимания и усидчивости у старших дошкольников составляет 90% всех жалоб со стороны родителей и педагогов на современном этапе. Проблемой нарушения внимания логопеды и педагогические работники дошкольных учреждений (ДОУ) занимаются больше всего, возможно, потому, что симптомы нарушения внимания самые очевидные, а также потому, что существует большое количество методик для диагностики и, самое главное, коррекции подобных нарушений.
Рост темпа современной жизни, большой поток информации, развитие многообразных форм массовой культуры привели к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в жизнь, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Осуществлять подготовку к школе, создавать условия для эмоционального, физического, интеллектуального и творческого развития призвано дошкольное учреждение.
Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте является одним из непременных условий успешного обучения в школе. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат – все это требования, которые предъявляет школа к произвольности детского внимания.
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание не менее важно, чем учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Развитие внимания, памяти, мышления это важная часть общего психического развития ребенка дошкольного возраста. Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающего мира. В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на предметы и явления, в этом случае организующее начало принадлежит речи.
Ряд отечественных психологов: Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Добрынин Н.Ф., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Эльконин Д.Б. и другие изучали особенности развития внимания у детей. Они отмечали тесную связь произвольного внимания и речи. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь, тем выше уровень восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание необходимое для дальнейшего обучения в школе. Поэтому очень актуальным является вопрос развития внимания у детей с речевыми нарушениями. В свою очередь речевая деятельность формируется и развивается в тесной связи со всеми психическими процессами. Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений, требует от ребенка активности на занятиях, точного выполнения действий, заданий, мыслительной деятельности, что протекает быстрее и правильнее при наличии внимания. Поэтому внимание является необходимым условием успешной коррекционной работы.
Недостаточность развития внимания у детей с нарушениями речи отмечали многие авторы в области логопедии (Волосовец Т.В., Борякова Н.Ю., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и др.). Авторы отмечают что, для детей с нарушениями речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания: недостаточная устойчивость, трудности переключения, распределения и включения внимания. Это ведет к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, отвлекаемости, повышенной истощаемости организма и способствует появлению различного рода ошибок при выполнении заданий. Ранняя диагностика на этапе дошкольного обучения помогает выявить детей с низким уровнем развития внимания (его свойств), которое не только влияет на качество формирования навыков письма, чтения, счета, но и в значительной мере определяет успешность овладения ребенком общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения всего учебного материала начального этапа обучения.
Многие трудности, связанные с низким уровнем развития внимания заявляют о себе уже в период дошкольного детства. В подготовительной группе такие дети испытывают большее, по сравнению с другими учащимися класса, напряжение при овладении школьными навыками, нередко отстают в темпе учебной деятельности. Поэтому очень важно, установив у ребенка требующие коррекции особенности развития внимания, вовремя начать коррекционную работу.
Многие авторы (Гвоздев А.Н., Журова Л.Е., Каше Г.А., Лурия А.Р., Левина Р.Е., Соботович Е.Ф., Эльконин Д.Б., Швачкин Н.Х. и др.) отмечают, что обязательным условием «беспроблемного» вхождения детей в процесс дошкольного обучения и успешного освоения навыков чтения и письма, служит определенный и достаточно высокий уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс, у детей должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем русского языка. Дифференциация фонем – различение звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения ребенком способностью провести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, не существенных для его различения, признаков. Поэтому очень важно вести нацеленную работу по развитию слухового восприятия и внимания, а вместе с тем и работу по совершенствованию фонематического восприятия и представлений.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания, однако рекомендации по этому вопросу относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации работы с детьми старшего дошкольного возраста, тем более с детьми, имеющими нарушения речи. Все вышесказанное и определило актуальность исследования.
Объект исследования – произвольное внимание у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – особенности произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
Цель исследования – исследование произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).
Гипотеза исследования:
- для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) характерны более низкие показатели основных характеристик произвольного внимания, чем у детей нормы;
- развитие произвольного внимания дошкольника будет эффективным в том случае, если его формирование будет происходить в различных играх.
В соответствии с целью нашего исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи:
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в экспериментальном исследовании использовались следующие методики:
1. Корректурная проба (методика Бурдона).
2. Диагностика уровня развития произвольного внимания «Домик» Н.И. Гуткиной.
3. Исследование сформированности произвольного внимания по Керну-Й.Ерасеку (рисование мужской фигуры, срисовывание группы точек и срисовывание типичных букв).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, индивидуальная беседа с детьми, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент.
Этапы исследования. Экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (2010-2011 гг.) осуществлялся теоретический анализ литературы, определялись основная идея, гипотеза, задачи и методы исследования.
На втором этапе (2011-2012 гг.) разрабатывалась методика исследования, проводился констатирующий этап.
На третьем этапе (2012-2013 гг.) проводилось экспериментальное обучение и контрольный срез, обобщался и систематизировался полученный материал, формулировались выводы.
Практическая значимость. В исследовании были получены данные об особенностях развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, обобщен опыт организации работы в дошкольном образовательном учреждении по данному направлению. Составлен и апробирован на практике комплекс мероприятий, направленный на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Полученные в исследовании материалы могут использоваться в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Полезная информация:
Историческое развитие дистанционного образования
Практически невозможно дать точный ответ на вопрос: «Когда впервые возникло дистанционное обучение?» Очевидно, как только у человека появилась необходимость в приобретении знаний, а главное, появилась возможность их передачи в том или ином виде, тем или иным способом, тогда и возникла потребность в ...
Заключительное занятие по теме «Законы движения Ньютона»
Целью заключительного занятия является систематизация и обобщение знаний учащихся по теме. Может быть рекомендован следующий план проведения этого занятия. 1.Предмет и задачи динамики. 2.Основные понятия динамики. 3.Масса. 4.Сила. 5.Первый закон Ньютона (формулировка закона, его проявления в природ ...
Содержание воспитания
Воспитание, возможно, наиболее традиционная и наиболее спорная область педагогики. Причем, острота дискуссий здесь не ослабевает при переходе от теории к практике и наоборот. Один из наиболее спорных вопросов - содержание воспитания. Причем, разночтения начинаются уже с самого понимания категории « ...