Вместе с тем опыт многих школ, уже перешедших на ПО, показывает, что перечисленные трудности практически всегда возникают на первоначальном этапе работы данной категории педагогов. В последующем происходит взаимная адаптация, большинство учащихся привыкают к требованиям учителя, к его манере вести занятия. Соответственно, происходит естественный отсев учащихся, которые приходят к выводу, что они не готовы работать в "университетском" режиме обучения, на относительно высокой степени сложности по данному профилю.
2. Подготовка кадров профильной школы на базе магистратуры педагогического университета может осуществляться по всем указанным специализациям. Это требует разработки специальных (двухлетних) магистерских программ, ориентированных на формирование (на том или ином уровне) всех четырёх групп функциональных компетенций педагога профильной школы.
3. Подготовка кадров профильной школы как повышение квалификации работающих педагогов на базе региональных ИПК и педвузов.
Эксперимент по внедрению профильного обучения актуализировал новые требования к системе повышения квалификации педагогических работников. На первый план выходит не предмет, а общепедагогическая цель, развитие таких качеств выпускника, которые обеспечивают его успешность в меняющейся жизни, – то, что составляет его компетентность. Стало особенно отчетливо видно, что традиционная предметная курсовая подготовка уже не отвечает современным запросам школы. Для эффективного внедрения в регионе профильного обучения уже недостаточно простого "повышения квалификации" педагогов в том или ином (отдельном) направлении – требуется комплексная переподготовка на основе разработки и внедрения новых форм и механизмов переподготовки педагогов.
Так, по результатам проведённого мониторинга кадрового обеспечения профильного обучения по 10 экспериментальным регионам РФ были выявлены следующие замечания к работе региональной системы повышения квалификации кадров со стороны руководителей экспериментальных школ, реализующих модели ПО:
– содержание подготовки педагогов отстаёт от практики, слабо связано с ней, построено на отвлечённых, общих моментах;
– недостаточный объём подготовки;
– отсутствует системность (целостность, комплексность) в подготовке педагога ПО;
– недостаточная эффективность;
– отсутствует учёт преемственности между профилированной школой и вузом и др.
Повышение квалификации педагогов ПО может осуществляться в двух основных формах: индивидуально-адресной и корпоративной. Первая из этих форм предполагает адресную подготовку специалистов для конкретных образовательных учреждений на основе делового, договорного сотрудничества, при широком использовании системы специализаций и дополнительного образования студентов. Необходимость введения корпоративных форм повышения квалификации связана с тем, что на этапе становления профильного обучения в школе требуется совместная работа всего коллектива по выработке цели, миссии, конструированию программы развития, поиску адекватных средств решения поставленных задач. В основе корпоративного повышения квалификации лежат такие методы работы, как проведение проблемных семинаров, конференций, индивидуальных консультаций, целевых курсов для целых коллективов ОУ или для отдельных предметных методобъединений / кафедр, служб. Корпоративное повышение квалификации позволяет создать единую инновационную среду образовательного учреждения, сформировать у совместно работающей команды педагогов следующие позиции: самооценку инновационной деятельности по профильному обучению; присвоение профессионального опыта работы по профильному обучению; возможность опоры на квалифицированные оценки своей педагогической деятельности.
Специализированная модель подготовки кадров ПО рассматривается как перспективная (на ближнюю и среднюю перспективу). Графически она представлена на схеме 6.
Схема 6 Специализированная модель подготовки кадров профильного обучения
Подобная модель в настоящее время реализуется в ряде стран Европы. Так, например, во Франции, для того чтобы занять штатную должность преподавателя лицея, необходимо после окончания университета пройти годичный курс обучения в региональном педагогическом центре, сдать специальный государственный экзамен и получить звание "сертифье". В Великобритании уже несколько десятилетий существует модель подготовки учителей "обучение на основе школ" (school-based education). Первый вариант ("школьная инициатива"): подписав договор с пединститутом при университете, школы выбирают и готовят студентов, оценивают их по своим стандартам и требованиям, потом выбирают лучших выпускников для работы в школах. Второй вариант ("университетская инициатива"): подписывая договор и выбрав студентов с некоторыми местными школами, пединституты сами устраивают практику для студентов в нескольких школах, оценивают их по стандартам, созданным вместе со школами. Выпускники сами выбирают школы, в которых будут работать. Кроме того, с 1993 г. в школах Великобритании возникают "центры подготовки учителей внутри школы", т.е. учителя готовятся не в традиционных вузах, а в общеобразовательных школах. В связи с этим открылся новый путь для выпускников вузов, желающих работать в школах. Важность этого типа образования находится в сфере устранения дефицита количества учителей, стимулирования разнообразия, индивидуализации, эффективности подготовки учителей. В общем, 3–8 школ вместе создают один центр, свободно сотрудничают с близкими вузами или местными администрациями по образованию. Таким образом, реализуется идея корпоративного педагогического образования .
Полезная информация:
Физиолого-гигиеническое и педагогическое обоснование двигательного режима
учениц 10-11 классов
Одной из важнейших задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах является организация двигательного режима школьники, который является неотъемлемым компонентом общего режима школы продленного дня, обеспечивает активный отдых и удовлетворяет естественную потребность в движениях. П ...
Роль воспитателя в руководстве дидактическими играми
Раннее детство от 1 года до 3 лел – это период энергичного освоения детьми различных общественно – выработанных действий. Занятия с дидактическими играми по развитию предметной деятельности решают следующие задачи: - сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственно ...
Анализ опыта воспитания социальной активности в учреждениях дополнительного
образования детей
В ходе исследования рассмотрено около сорока публикаций, освещающих, опыт организации воспитания в учреждениях дополнительного образования. Среди них были обобщения и авторские описания опыта, а также методические рекомендации организаторам воспитательной работы в условиях дополнительного образован ...