Теоретические аспекты обучения счету детей среднего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Обучение счету в средней группе детского сада » Теоретические аспекты обучения счету детей среднего дошкольного возраста

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Она наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно эта гуманитарная составляющая, безусловно, важная для личностного развития каждого человека, и является главной задачей предмета математики. Математические знания в нем являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности.

Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

Чешский мыслитель-гуманист и педагог Я.А.Коменский в руководстве по воспитанию детей до школы «материнская школа» в программу по арифметике и основам геометрии включил усвоение счета в пределах первых двух десятков (4-6 лет), различение чисел, определение большего и меньшего из них, сравнение предметов по выбору, геометрических фигур, изучение мер измерения.

Песталоции И.Г. – швейцарский педагог-демократ и основоположник теории начального обучения, указывал на недостатки существующих методов обучения, в основе которых лежит зубрежка, и рекомендовал учить детей счету конкретных предметов, пониманию действий над числами, умению определять время.

Русский педагог – демократ К.Д. Ушинский предлагал обучать детей счету отдельных предметов и групп действиям сложения и вычитания, формировать понимание десятка, как единицы счета.

Великий русский мыслитель Л.Н. Толстой в 1872 г. издал «Азбуку», одной из частей которой является «Счет». Он предлагал обучать детей счету вперед и назад в пределах сотни, изучать нумерацию, основываясь на детский практический опыт, приобретенный в игре.

Методы формирования у детей понятия о числе, форме нашли свое отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф.Фребеля и итальянского педагога М. Монтесори. Передовые педагоги прошлого, русские и зарубежные, признавали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии и воспитании детей до школы, выделяли при этом счет в качестве средства умственного развития и рекомендовали обучать детей, как можно раньше примерно с 3-х лет. Обучение понималось ими как упражнения в практических, игровых действиях с использованием наглядного материала, накопленного детьми опыта в различении числе, времени, мер пространства.

Д.Л. Волховский издал книгу «Детский мир в числах». Она была предназначена не только для начальной школы, но для приготовленных классов женских гимназий, детских садов и домашнего обучения.

Наиболее полно содержание и методы изучения с детьми дошкольного возраста математического материала отражены в методическом пособии «Математика в детском саду» составленном В.А. Кемниц по практической работе с детьми дома (беседы с детьми, игры, упражнения, практические работы по математическому развитию детей 7-8 лет).

Труды советских педагогов Л.В. Глаголевой, Л.К. Шлегер, Е.И, Тихеевой, Ф.Н. Блехер послужили основой дальнейшей разработки и совершенствования психолого-педагогических методов первоначального формирования математических представлений.

При разработке современных педагогических пособий учтены исследования А.М. Леушиной. Она заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержания, методы и приемы с детьми 3-4-5-6 лет.

Методы и приемы педагогического руководства математическим развитием детей с помощью игры разработаны З.А. Грачевой, Т.Н. Игнатьевой, А.А. Смоленцовой, И.И. Щербининой.

На современном этапе совершенствование методики формирования элементарных математических представлений направлено на уточнение, поиск и внедрение в практику работы дошкольных учреждений новых дидактических средств, что соответствует требованиям реформ школы, среднего и высшего образования в стране.

Полезная информация:

Анализ показателей физического развития детей старшего дошкольного возраста
Полученные данные свидетельствуют, что мальчики в 5 лет имеют средний рост 112,1 см., в 6 лет показатели роста увеличиваются на 2,9 см,. к 7 годам достигает 119,6±0,63 см. У девочек в 5 лет длина тела в среднем равна 111,8±0,71 см, к 6 годам повышается на 4,4 см, а к семи годам увеличение составляе ...

Способы стимулирования познавательной активности подростков на уроках английского языка
При изучении новой лексики по теме можно применять такие игровые методы как кроссворд, составление истории по картинке. Например, игра «Word-search grid» . Дается сетка 14×14 клеток, в каждой клетке написана буква алфавита. Среди набора букв скрыты слова по теме «деньги». Учащимся необходимо ...

Двигательная активность – фактор формирования здорового образа жизни
Здоровый образ жизни - это осознанное в своей необходимости постоянное выполнение человеком гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья как основы высокой продолжительной работоспособности, сочетающееся с разумным отношением к окружающей природной и социаль ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru