Кадровое обеспечение в системе образования представляет собой управление кадровыми ресурсами, нацеленное на повышение профессионализма педагогических работников и, в конечном счёте, – на повышение педагогической и социальной эффективности образования. Проблема кадрового обеспечения любой отрасли, любой сферы деятельности на практике означает решение целого ряда организационных, информационных, научно-методических, материально-технических, финансово-экономических, социально-бытовых и иных вопросов.
Кадровое обеспечение введения ПО в субъектах Российской Федерации включает в себя следующие основные блоки (этапы):
– определение показателей подготовки (количественных, структурных, качественных) учительских кадров по региону;
– подготовка учительских кадров в региональной системе непрерывного педагогического образования;
– их выпуск и распределение;
– эффективное использование педагогических кадров путём обеспечения соответствующих условий.
В соответствии с "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" и документом "Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы", для ППП и ПО необходим учитель, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией. Педагог профильного обучения должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисково-исследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету.
Учитель в профильных группах / классах – это организатор учебной, поисковой работы, наставник и консультант.
Как показали результаты Федерального эксперимента по введению ПО на старшей ступени общего образования, специфическими профессиональными задачами ПО для учителя (по специальности) являются:
– проектирование образовательного процесса, направленного на индивидуализацию обучения, усиление самостоятельного творческого начала в деятельности учеников, развитие исследовательской деятельности и социальной практики;
– формирование целей обучения во взаимосвязи с практикой профессиональной деятельности (по профилю);
– разработка и реализация элективных курсов в ППП и ПО;
– использование, дополнительно к традиционным формам, новых видов, форм, методов и средств определения динамики продвижения учащихся в учебном процессе, учитывающих индивидуальные особенности учащихся;
– введение интерактивных компонентов в обучении;
– применение методов и технологий обучения, формирующих практические навыки сбора и анализа информации, стимулирующих самостоятельную работу учащихся, закрепляющих опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, способствующих самоорганизации школьников, становлению их ценностных ориентации;
– завершение самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования;
– разработка параметров отбора материалов в портфолио учащегося и критерии его оценивания;
– разработка примерного перечень работ по предмету, входящих в портфолио учащегося;
– помощь учащемуся в создании и наполнении портфолио;
– проектирование программы профессионального саморазвития учителя в контексте избранного профиля и на основе средств, доступных в системе ПО;
– содержательная и методическая подготовка и ведение дистанционных курсов ПО.
Изучение профессиональных затруднений педагогов показало, что успех профильного обучения в старшей школе зависит от готовности к качественным изменениям в своей профессиональной деятельности. К ним относятся:
1) освоение содержания предмета на профильном уровне;
2) повышение многообразия видов и форм деятельности на уроке и вне его (исследовательские и проектные работы учащихся, групповые и индивидуальные формы организации познавательной деятельности);
3) готовность к изменению системы оценивания знаний;
4) освоение методики организации элективных курсов;
5) понимание сущности компетентностного подхода в обучении.
Перечисленные моменты указывают на основные требования к выпускнику – учителю профильной школы, предъявляемые практикой.
В связи с этим на первом этапе введения ПО в регионах РФ должны проводить специалисты высокого уровня – учителя первой и высшей категорий, закончившие курсы повышения квалификации по реализации ПО на старшей ступени общего образования и получившие соответствующий сертификат. На следующем этапе потребуется организация целевой подготовки кадров ПО в вузах (квалификация "учитель профильного обучения" (по специальностям)), что потребует своего отражения в Государственном стандарте высшего профессионального образования по педагогическим специальностям и направлениям.
Полезная информация:
Классификация дидактических игр
Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактических игр различна. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. Данное деление игр можно отнести к классификации по использованию материала. Дида ...
Формирование связной монологической речи в онтогенезе
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связно с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В.В. Воробьева прослеживает генетическое развитие связной речи, которая формируется на базе ситуативного общения и постепенно от диалога перехо ...
Методика решения экспериментальных задач
Методы решения экспериментальных задач в значительной мере зависит от роли эксперимента в их решении. В других типах экспериментальных задач ярко выступает их специфика, и поэтому методика решения, и оформления имеет свои особенности. Решение и оформление экспериментальной задачи расчетного характе ...