Особенности подготовки кадров для профильного обучения в системе непрерывного педагогического образования

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Особенности подготовки кадров для профильного обучения в системе непрерывного педагогического образования

Страница 3

Обозначенные проектируемые результаты подготовки кадров ПО должны быть скорректированы на основе мониторинга кадрового обеспечения профильного обучения. Такой мониторинг должен проводиться систематически (на региональном и федеральном уровнях), будучи нацелен на выявление как количественных, так и качественных показателей кадрового обеспечения ПО.

Проведённый в 2005 г. мониторинг кадрового обеспечения ПО (10 экспериментальных регионов РФ) позволил сделать следующие выводы.

1. По ответу директоров экспериментальных школ на вопрос "Наиболее слабое место педагогов профильных классов/групп вашей школы?" (можно было выбрать от 1 до 3 позиций):

● С большим отрывом (39,5%) лидирует позиция "Недостаточное знание программ для поступающих в вуз по предмету". Этот ответ встречается одинаково часто во всех экспериментальных муниципальных районах и, по-видимому, характеризует на сегодня наиболее острую содержательную проблему кадрового обеспечения ПО. Высокая частота встречаемости данного ответа говорит прежде всего о той значимости, которую придают руководители школ пропедевтической (репетиторской) функции профильного обучения. При этом речь идёт именно о программах для поступающих, а не о вузовских программах. Таким образом, хотя репетиторская функция профильного обучения и не является единственной, но во многих случаях она воспринимается как ведущая – родителями, учащимися, педагогами, директорами школ. Это необходимо учитывать при подготовке кадров ПО.

● Наименьшее количество нареканий вызывают характеристики профессиональной компетентности педагога, традиционно обеспечиваемые средствами непрерывного педагогического образования – владение предметом (4% нареканий) и владение методикой (3% нареканий).

● В промежуточной позиции оказывается психолого-педагогическая подготовка – "Проблемы в психологическом подходе к учащимся" (14,3% нареканий), что показывает ещё одну недоработку в общепедагогической и целевой (по профилю) подготовке педагогов. Таким образом, система подготовки кадров ПО должна быть ориентирована на повышение прежде всего психолого-педагогической, а не предметно-методической компетентности учителя. Это тем более актуально, что в системе ПО имеется значительный объём специфических проблем, связанных с выбором учащимся индивидуальной образовательной траектории (элективных и профильных курсов), диагностикой и самооценкой их способностей и возможностей в контексте профориентации, составлением портфолио, выбором вуза, факультета и специальности для поступления и т.п.

Рассмотрим возможные подходы к определению институциональной формы (модели) подготовки кадров ПО. На настоящем (переходном) этапе, характеризующемся постепенным (по мере готовности регионов и районов) введением ППП и ПО, подготовка кадров ПО должна осуществляться на основе смешанной модели. Это связано, во-первых, с тем, что в ближайшие несколько лет основной объем преподавательской работы в системе ПО будет вести действующий педагогический корпус. В этой связи для обеспечения необходимого уровня профессиональной подготовки учителей при переходе на ППП и ПО предлагается всем учителям, намеченным к работе в системе ППП и ПО, пройти повышение квалификации или переподготовку и получить соответствующее свидетельство (сертификат). Во-вторых, продолжающаяся институциональная реформа педагогического образования пока не позволяет выделить единого пути подготовки педагога ПО ввиду существования принципиально разных моделей подготовки учителя (одноуровневая и двухуровневая; на базе педвуза и на базе классического университета и т.д.).

Смешанная модель включает в себя следующие альтернативные пути подготовки учителя профильной школы: 1) на базе университетского образования; 2) на базе магистратуры педвуза; 3) повышение квалификации педагогов на базе региональных педвузов.

1) Подготовка кадров профильной школы на базе классического университетского образования исходит из следующих особенностей:

– усиление практического компонента подготовки педагога (введение обязательной школьной практики на старших курсах или годичная практика по окончании курса теоретической подготовки);

– подготовка кадров только по специальности "Учитель профильного обучения".

Основная общеизвестная особенность педагогических кадров, прошедших подготовку в классическом университете – сочетание высокой фундаментальности предметной подготовки и относительно слабой психолого-педагогической и методической подготовки. Прежде всего, как показывает практика, такие педагоги не умеют учитывать возрастные особенностей обучающихся. На занятиях они ориентируются преимущественно на мотивированных на обучение школьников. Как правило, они не видят необходимости в использовании широкой гаммы методических приемов или не умеют их применять.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Системность и целостность в управлении
Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках. Понятие "система" дает представ ...

Лабораторная работа «Определение порога слышимости человека методом аудиометрии. Построение аудиограмм»
Цель лабораторной работы: исследование слухового анализатора методом тональной пороговой аудиометрии. Приборы и принадлежности: генератор синусоидальных волн (Sine Wave Generator), стереоскопические наушники, вольтметр В7-38. Краткая теория: Проблемы со слухом встречаются у 4-6 % населения земного ...

Обобщение опыта первого этапа введения профильного обучения в рамках федерального эксперимента
Как показано в предыдущих параграфах, профильное обучение представляет собой сложный комплекс организационно-педагогических инноваций на старшей ступени общего образования (включая предпрофильную подготовку в IX классе). В силу этого массовому введению предпрофильной подготовки и профильного обучен ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru