– вопросы преемственности профильной школы и вуза;
– разработка программ элективных курсов;
– работа по ИУП;
– психолого-педагогическое сопровождение профильного обучения;
– особенности работы тьютора.
В перечне обозначенных содержательных потребностей вполне естественным кажется преобладание методических аспектов профильного обучения. Однако налицо противоречие между относительной удовлетворённостью директоров предметно-методической подготовкой педагогов и постоянно встречающимися в анкетах требованиями к повышению квалификации учителей по конкретным предметам, обозначенным в перечне федерального компонента БУП. При этом требования психологической подготовки встречаются значительно реже, хотя степень удовлетворённости данными аспектами профессиональной деятельности, напротив, ниже. Кроме того, лишь в единичных анкетах встречаются (или совсем не встречаются) указания на принципиально новые содержательные блоки педагогической подготовки, характерные для разрабатываемой модели профильной школы (деятельность тьютора, работа по ИУ, работа в сетевом сотрудничестве, методика работы с портфолио и т.д.). В значительной степени это говорит о непонимании большинством руководителей сущностной специфики профильного обучения, (оно отождествляется с простым "углублением") и свидетельствует о необходимости целевого повышения квалификации самих руководителей школ, вводящих профильное обучение.
Таким образом, с учётом запросов практики, в содержании подготовки кадров профильной школы могут быть особо выделены следующие направления:
– системный обзор задач, элементов и инновационных особенностей системы профильного обучения (в особенности для обучающихся по специализации "Администратор ресурсного центра профильного обучения");
– психолого-педагогические аспекты работы педагога профильной школы (учителя, классного руководителя, тьютора);
– особенности методики преподавания профильных и непрофильных курсов, их учебно-методического обеспечения;
– использование информационных технологий в системе профильного обучения.
Как показывает практика, в общем виде могут быть выделены следующие основные формы, методы и приёмы подготовки педагогов профильной школы:
– обязательное включение лектором в каждое занятие элементов новизны и поиска информации, проблемности, других "активных форм" слушания;
– практические занятия, деловые игры, решение ситуативных задач;
– проектная деятельность обучающихся, выполнение проектов совместно с учащимися профильной ступени, руководство проектной и научно-исследовательской деятельностью школьников;
– разработка студентами программно-методических материалов, которые помогут им в выработке технологий обучения, составлении элективных курсов;
– проведение производственной (педагогической) практики в школах с профильным обучением;
– метод экспериментирования как форма обучения;
– проведение выпускного экзамена в виде публичного (перед группой) отчета о деятельности в рамках эксперимента, проведённого во время практики или в форме защиты практико-ориентированного проекта по проблематике профильного обучения;
– выполнение магистерских (дипломных) работ, которые по своему содержанию отвечают задачам построения и совершенствования моделей профильного обучения, его содержания, форм и методов, а также различных аспектов сетевого взаимодействия школ;
– подготовка и публикация совместных сборников студентов, вузовских преподавателей и педагогов-практиков по проблематике профильного обучения.
В ходе мониторинга кадрового обеспечения профильного обучения были выявлены следующие формы повышения квалификации педагогов профильной школы, предпочитаемые их директорами (в порядке убывания частоты встречаемости):
– курсы, проблемные курсы, краткосрочные курсы;
– обмен опытом, семинары, практические семинары во время каникул;
– лекции;
– дистантные формы;
– взаимопосещение школ, сотрудничество ОУ
– лабораторный практикум по естественным наукам для учителей соответствующего профиля;
– тьюторская площадка.
Заметна преобладающая ориентация на традиционные формы. Формы, обозначенные директорами, вполне соответствуют предметно-методической и содержательной подготовке; отсутствующие же формы соответствуют организаторской и психологической подготовке педагогов, потребность в которой также не обозначена в анкетах. В перспективе преобладающими формами подготовки учителя к реализации профильного обучения в старшей школе должны стать так называемые личностно-ориентированные образовательные технологии, опирающиеся на следующие положения:
– признание студента (учителя) главной действующей фигурой образовательного процесса;
Полезная информация:
Особенности математических представлений детей с проблемами в
интеллектуальном развитии
Развитие математических представлений ребенка-дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его нормально развивающихся сверстников. Ни один вид деятельности, характерный д ...
Процесс формирования профессиональной мобильности менеджера
Используя перечисленные подходы, можно сформировать определение мобильности менеджера, которое заключается в интегративном свойстве личности, выражающееся в совокупности компетенций в области знаний; способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных хара ...
Взаимосвязь рефлексии и педагогического мастерства преподавателей
Профессиональное мастерство, эффективная педагогическая деятельность невозможны без творческой самореализации, анализа и преобразования педагогической деятельности, неотъемлемым компонентом которых является рефлексия. С другой стороны, составляющие основу педагогического мастерства профессиональные ...