Таблица 21 Основные функций педагогической и управленческой деятельности, возникающие и актуализирующиеся в системе профильного обучения
Группа функций |
Функции, реализуемые в школе с профильной старшей ступенью |
Функции, реализуемые в ресурсном центре ПО |
Организацион-ные функции |
Организация участия школы в сети Разработка внутришкольных ИУПов |
Организация сетевых групп Выделение сетевых преподавателей (кадровое обеспечение элективных курсов) Выделение материальной (учебной, лабораторной) базы Разработка сетевых образовательных программ и учебных планов Разработка образовательных карт района |
Психолого-педагогические функции |
Выявление образовательных потребностей учащихся Подготовка индивидуальных образовательных программ Диагностирование, консультирование учащихся Сопровождение ведения портфолио учащихся Обеспечение вариативности и личностной ориентации образовательного процесса за счёт индивидуального подхода к учащимся Обеспечение завершения профильного самоопределения старшеклассников | |
Собственно педагогические функции |
Подготовка и реализация авторских курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки и элективных курсов профильного обучения Обеспечение практической ориентации образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов) Обеспечение формирования способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования |
Проведение учебных, трудовых и социальных практик |
Научно-методические функции |
Подготовка рекомендаций по организации деятельности педагогов профильного обучения в школе Разработка и адаптация к конкретным условиям личностно-ориентированных технологий профильного обучения |
Обобщение опыта работы, разработка и реализация курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки и элективных курсов в профильном обучении Повышение квалификации педагогических кадров школ -участников сети |
Таким образом, новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров. Для реализации данной задачи необходимо разработать модели структуры и содержания подготовки специалистов для профильного обучения на основе современных подходов к организации педагогического образования.
Основной целью подготовки кадров ПО является подготовка педагога и администратора школы к реализации особых функций педагогической и управленческой деятельности, возникающих и актуализирующихся в системе профильного обучения. Следует отметить, что все функции, относимые к образовательному учреждению в системе ПО, реализуются не абстрактно безлично, а в реальной педагогической деятельности конкретных педагогов и управленцев. Данные функции обозначены в таблице 21.
Функции распределены по четырём группам (организационные, психолого-педагогические, собственно педагогические, научно-методические) условно, поскольку многие из них могут быть отнесены к нескольким группам сразу. Тем не менее, такое распределение имеет смысл в ситуации, когда подготовка кадров ПО осуществляется по различным специализациям.
В этом случае подготовка кадров по определенной специализации нацелена на приоритетное формирование компетенции педагога по одной или двум из четырёх групп функций. При этом подготовка по остальным группам функций осуществляется на ознакомительном уровне, с перспективой обретения соответствующих компетентностей в дальнейшем, непосредственно в опыте работы (см. таблицу 22).
Таблица 22 Вариант специализации подготовки кадров профильного обучения
Специализация |
Группа функций, по которой формируется компетентность на этапе подготовки |
Группы функций, по которым формирование компетентности предусмотрено в дальнейшем опыте работы |
Сетевой методист профильного обучения |
Научно-методические функции Организационные функции |
Собственно педагогические функции Психолого-педагогические функции |
Учитель профильного обучения (с предметно-профильной специализацией) |
Собственно педагогические функции |
Организационные функции Научно-методические функции Психолого-педагогические функции |
Тьютор (педагог-психолог по сопровождению профильного обучения) |
Психолого-педагогические функции |
Организационные функции Собственно педагогические функции Научно-методические функции |
Полезная информация:
Агрессивное поведение младших школьников как психолого-педагогическая
проблема
Приводят ли жестокие игры к агрессивному поведению? С тех пор, как существуют компьютерные игры, содержащие элементы насилия, агрессии и т.п., в СМИ периодически появляются сообщения о трагедиях, разыгравшихся на почве фанатичного увлечения виртуальными играми. Более того, с определенной периодично ...
Формы организации труда
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности. Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, налич ...
Биография
Родился Василий Александрович Сухомлинский в 1918 году в селе Васильевка на Херсонщине в бедной крестьянской семье. В 1933 году окончил семилетку. В те годы в стране велика была потребность в учительских кадрах. В 1934 году Сухомлинский заканчивает подготовительные курсы при Кременчугском педагогич ...