Таблица 21 Основные функций педагогической и управленческой деятельности, возникающие и актуализирующиеся в системе профильного обучения
Группа функций |
Функции, реализуемые в школе с профильной старшей ступенью |
Функции, реализуемые в ресурсном центре ПО |
Организацион-ные функции |
Организация участия школы в сети Разработка внутришкольных ИУПов |
Организация сетевых групп Выделение сетевых преподавателей (кадровое обеспечение элективных курсов) Выделение материальной (учебной, лабораторной) базы Разработка сетевых образовательных программ и учебных планов Разработка образовательных карт района |
Психолого-педагогические функции |
Выявление образовательных потребностей учащихся Подготовка индивидуальных образовательных программ Диагностирование, консультирование учащихся Сопровождение ведения портфолио учащихся Обеспечение вариативности и личностной ориентации образовательного процесса за счёт индивидуального подхода к учащимся Обеспечение завершения профильного самоопределения старшеклассников | |
Собственно педагогические функции |
Подготовка и реализация авторских курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки и элективных курсов профильного обучения Обеспечение практической ориентации образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов) Обеспечение формирования способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования |
Проведение учебных, трудовых и социальных практик |
Научно-методические функции |
Подготовка рекомендаций по организации деятельности педагогов профильного обучения в школе Разработка и адаптация к конкретным условиям личностно-ориентированных технологий профильного обучения |
Обобщение опыта работы, разработка и реализация курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки и элективных курсов в профильном обучении Повышение квалификации педагогических кадров школ -участников сети |
Таким образом, новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению диктуют необходимость дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров. Для реализации данной задачи необходимо разработать модели структуры и содержания подготовки специалистов для профильного обучения на основе современных подходов к организации педагогического образования.
Основной целью подготовки кадров ПО является подготовка педагога и администратора школы к реализации особых функций педагогической и управленческой деятельности, возникающих и актуализирующихся в системе профильного обучения. Следует отметить, что все функции, относимые к образовательному учреждению в системе ПО, реализуются не абстрактно безлично, а в реальной педагогической деятельности конкретных педагогов и управленцев. Данные функции обозначены в таблице 21.
Функции распределены по четырём группам (организационные, психолого-педагогические, собственно педагогические, научно-методические) условно, поскольку многие из них могут быть отнесены к нескольким группам сразу. Тем не менее, такое распределение имеет смысл в ситуации, когда подготовка кадров ПО осуществляется по различным специализациям.
В этом случае подготовка кадров по определенной специализации нацелена на приоритетное формирование компетенции педагога по одной или двум из четырёх групп функций. При этом подготовка по остальным группам функций осуществляется на ознакомительном уровне, с перспективой обретения соответствующих компетентностей в дальнейшем, непосредственно в опыте работы (см. таблицу 22).
Таблица 22 Вариант специализации подготовки кадров профильного обучения
Специализация |
Группа функций, по которой формируется компетентность на этапе подготовки |
Группы функций, по которым формирование компетентности предусмотрено в дальнейшем опыте работы |
Сетевой методист профильного обучения |
Научно-методические функции Организационные функции |
Собственно педагогические функции Психолого-педагогические функции |
Учитель профильного обучения (с предметно-профильной специализацией) |
Собственно педагогические функции |
Организационные функции Научно-методические функции Психолого-педагогические функции |
Тьютор (педагог-психолог по сопровождению профильного обучения) |
Психолого-педагогические функции |
Организационные функции Собственно педагогические функции Научно-методические функции |
Полезная информация:
Учебная среда процесса обучения
Для того чтобы учащиеся могли мыслить критически необходимо, создать такую учебную среду, которая способствовала бы процессу мышления, поощряла осмысленные дискуссии, обмен идеями и точками зрения. Одним из распространенных является коллективный способ учебной среды, который особенно актуален при р ...
Результаты опытно-экспериментальной работы
Диагностика отношения к предмету, результатов обучения, воспитания и развития. Диагностика выявляет отношение к предмету. Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к английскому языку. Вопрос: какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится? Положительный ответ в отношен ...
Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы
Аппликация (от латинского слова applicato- прикладывание)- один из видов изобразительной техники. Основанной на вырезании. Наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликаци» включает способы создания художественных произведений из различных по свойст ...