Трудовой процесс – совокупность трудовых действий или функций работника для выполнения законченных работ по профессии. Определение дано Николаем Ивановичем Макиенко, однако под совокупностью понимается скорее «куча» элементов, не взаимодействующих между собой. К определению трудового процесса больше подходит слово «система» – элементы, взаимодействующие между собой, а не разрозненные.
Трудовой процесс имеет составляющие, т.е. его можно разбить на компоненты, на трудовые операции, такое разделение берет свое начало еще с 19 века.
Трудовые операции – это часть трудовой деятельности, которая осуществляется однотипным оборудованием и инструментами и одними и теми же орудиями труда. Например, изготовление прямого шва включено в трудовой процесс, трудовые приемы и движения – одинаковые.
Не следует путать трудовую операцию с технологической операцией, но часто они совпадают, что в основном касается ручного труда (при утюжке ручной и машинной операция одна, а приемы и движения разные).
Трудовые операции включают совокупность трудовых приемов, которые характеризуются некоторой законченностью действий, т.е. их можно выделить из состава операций (например, вставить нить в иглу – это прием). Трудовой прием состоит из трудовых движений, которые нельзя считать законченными, например, принятие правильной рабочей позы.
Одной из целей ПО является освоение трудовых движений, приемов, операций и, в итоге, трудовых процессов. Иерархия дробления трудового процесса позволяет понять, как происходит организация производственного обучения.
Рассмотрим такие понятия, как знания, навыки и умения (ЗНУ). Всем известно, что температура плавления воды 0°С, а кипение происходит при 100°С. Так предложил ученый Цельсий и представители разных наук согласились с этим, считая это законом. А вот понятийно-терминологический аппарат педагогики не устоялся, и поэтому некоторые термины имеют неоднозначное толкование. А поскольку нет однозначного языка общения, трудно разобраться, как правильно, ЗУН, ЗНУ или НЗУ. Если придерживаться строгости и называть эти понятия в строгом порядке от того, что в обучении первично, получиться – знания, навыки и умения.
Рассмотрим подробнее данные характеристики.
Навыки
Навыки – это действие, сформированное путем повторения. Определение приведено в словаре по психологии (под ред. Петровского А.В., 1990 г.).
Существует другой вариант толкования данного понятия, приведенного в педагогическом энциклопедическом словаре (под ред. Академика Бим-Бад Б.М., интернет: www.dictionary.fio.ru). Навыки – способность в процессе целенаправленной деятельности, выполнять составляющие действия, автоматизировано, без специальной концентрации внимания, но под контролем сознания (пример – навык письма).
Если сравнить два этих определения, видно, что они однотипны. Навыки можно классифицировать по двум признакам.
1. Классификация по психологической характеристике:
1.1. Двигательные или моторные – подразумевают точность, быстроту, ловкость, координацию и правильность выполнения движений (в детском саде воспитатели формируют мелкую моторику);
1.2. Сенсорные – навыки данного типа связаны со всеми органами чувств (диагностика по цвету – выполняют металлурги, по вкусу – необходима кондитерам, а также различение по осязанию, по звуку);
1.3. Интеллектуальные (умственные) – характеризуют способность принимать решения быстро, без специального обдумывания, устанавливать причинно следственные связи, которые толкают на совершения действий;
2. Классификация по условиям формирования навыков:
2.1. Первоначальные и сформировавшиеся – характеризуются продолжительностью упражнений (первоначальные навыки конспектирования при постоянном упражнении становятся сформированными);
2.2. Простые и сложные – характеризуются простотой и координацией;
2.3. Разрозненные и комплексные характеризуются двигательными и сенсорно-моторными функциями;
2.4. Шаблонные и гибкие.
Многие навыки проявляются у человека комплексно, например, действуя в чрезвычайных ситуациях.
Полезная информация:
Формирование общей способности к учению у детей с ЗПР
Принципиальный путь помощи детям с ЗПР при формировании общей способности к учению - это помощь в овладении собственной интеллектуальной деятельностью, основными её структурными компонентами (мотивационно-ориентировочным, операциональным, регуляционным). В основе овладения любым структурным компоне ...
Трудности понимания письменной речи глухими
школьниками
Процесс понимания речи - довольно сложный процесс. А.Р. Лурия называет его процессом декодирования поступающей речевой информации, который начинается с восприятия внешней развернутой речи, затем переходит в понимание более общего значения высказывания, а далее - и в понимание подтекста этого высказ ...
Особенности дыхательного процесса у детей дошкольного возраста
Ребенок рождается с относительно незрелой дыхательной системой. Легкие плода способны к дыханию примерно с 28-й недели беременности. До этого альвеолы еще неразвиты и только часть капилляров соприкасается с альвеолами. Доношенный здоровый новорожденный издает первый крик через несколько секунд посл ...