На протяжении всей истории человеческой цивилизации роль семьи в деле нравственного воспитания личности имело огромное значение. Еще римский оратор Квинтиллиан говорил: «Дети не из школы впервые выносят дурные привычки, но они приносят их с собой в школу. Они перенимают их у своих родителей, которые подают им дурной пример. Здесь они видят и слышат ежедневно такие вещи, с которыми они в продолжение всей своей жизни не должны бы быть знакомы. Все это обращается у них в привычку, а потом и во вторую природу, и злосчастные малютки становятся порочными прежде, чем они начнут знать, что такое порок».
Семья есть Богом установленный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Человек призван строить этот союз на любви, на вере и свободе. Научиться в этом союзе первым совестным движениям сердца. Неоднократно упоминаемый нами философ Ильин писал: «Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего первого назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости».
Одной из главных задач христианской семьи, помимо рождения детей, являлось их воспитание. В первые века христианства в сознании людей доминировала эсхатологическая установка, поэтому воспитание детей не вызывало особых трудностей, так как дети впитывали в себя тот свет, который горел в душах их родителей. Целью же воспитания, как мы уже говорили, было указание того пути, идя по которому ребенок, а в последствии взрослый человек, пришел бы к спасению души. Такое воспитание необходимо начинать уже с момента зачатия. Архимандрит Никон, описывая житие Преподобного Сергия Радонежского пишет: «Родители могут еще до рождения детей своих сообщить задатки добра». Подобную мысль высказывал и известный чешский педагог и писатель, Ян Амос Коменский: «лишь только мать заметит, что Бог, Творец всего, начал в ее утробе творить ребенка, с этого момента она будет предаваться благочестию более, чем прежде, обращаясь с горячими ежедневными молитвами к Богу». Священномученик Владимир (Богоявленский), вспоминая одного из современных ему мыслителей говорит о том, что с жизнью плода должно начинаться и его воспитание: «ибо не может быть безразличным, будет ли мать ребенка в том периоде, когда жизнь ее так тесно связана бывает с его жизнью, жить благочестиво и богобоязненно или же легкомысленно и нечестиво, так как ее доброе душевное состояние легко может сообщаться и плоду ее тела. По крайней мере, недаром же говорят о нравственных недостатках и пороках, которые дети унаследовали от своих родителей или всосали в себя вместе с молоком своей матери. Итак, христианские родители, неоспоримо то, что воспитание детей нужно начинать с самого раннего их возраста – с появлением ребенка на свет, даже более – с жизнью его должно начинаться и его воспитание». Один из выдающихся подвижников нашего времени, Афонский старец Паисий, так же призывал начинать воспитание ребенка, когда он еще находится под материнским сердцем. Он считает, что все происходящее с матерью непременно сказывается на ребенке. «Воспитание ребенка начинается с беременности. Если носящая во чреве мать волнуется и расстраивается, то зародыш в ее утробе тоже беспокоится. А если мать молится и живет духовно, то младенец в ее чреве освящается. Поэтому женщина, будучи беременной, должна творить Иисусову молитву, читать что-то из Евангелия, не тревожиться душой».
Как было сказано выше, воспитание ребенка необходимо начинать с момента зачатия, тем более очевидно, что после рождения усилия по его воспитанию следует преумножить. По мысли Василия Зеньковского, первые месяцы и годы жизни ребенка имеют чрезвычайную ценность, так как именно в этот период закладывается основа будущей личности, закладывается способность различать добро и зло. Исследования профессора Щелованова, доктора медицинских наук подтверждают, что в период раннего детства не только происходит быстрое развитие организма ребенка, но происходит развитие и всей нервно-психической, душевной деятельности. В этот период семья является по большей части единственной социальной средой для ребенка, который воспринимает весь мир через семью, и в этом период главной задачей родителей является запечатление любви. Старец Порфирий Кавсокаливит говорил, что родителям необходимо исполниться любви. Каждый день должен наполняться радостными воодушевлениями и любовью. И то чувство радости которое посетит родителей непременно воссияет и в детях. Если в семье нет святости, если отсутствует любовь к детям, то враг рода человеческого мучает родителей сопротивлением детей. По мысли Святителя Иоанна Златоуста те родители, которые не воспитывают детей в христианской святости, беззаконнее детоубийц, так как детоубийцы только разлучают тело от души, а такие родители и душу и тело ввергают в геенну огненную. Избежать смерть тела невозможно, а смерть души возможно, если бы нерадение родителей не было бы в этом виновно. Тем более, телесную смерть упразднит всеобщее воскресение, а погибшую душу к жизни никто вернуть не сможет. Сердце ребенка подобно мягкому воску, на котором легко может как запечатлеваться образ Бога, так и образ дьявола, поэтому благочестивый пример родителей является основой воспитания. Святитель Тихон Задонский по этому поводу пишет: «Во образ добрых дел самих себя им представлять. Ибо юность, да и всякий возраст лучше наставляется к добродетели житием добрым, нежели словом; особенно же юные дети за правило себе имеют житие родителей своих; так, что в них примечают, то и сами делают, доброе ли то будет или худое, что видят. Ради чего родителям должно как от соблазнов беречься, так и пример добродетельного жития подавать детям своим, когда хотят их к добродетели наставить. Иначе ничего не могут успеть. Ибо более смотрят на житие родителей своих и то воображают в юных своих душах, нежели слова их слушают».
Полезная информация:
Сравнение с российской системой планирования образования
В Российской Федерации не существует стройного концентрического ряда учебных планов различных уровней. Тем не менее, все виды учебных планов, разрабатываемых в Нидерландах, имеют свои аналоги в России. Многие из параметров голландских учебных планов содержатся в той или иной мере в разнообразных до ...
Проблема речевого развития младшего школьного возраста в
научной литературе
Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук — психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. В психологической и психолингвистической литературе связная (или монологическая, или конт ...
Уровень подготовки выпускника средней школы по информатике
По окончании школьного курса информатики выпускник должен (обязан) иметь следующие знания, умения, навыки для продолжения обучения и полноценной жизни в информационном обществе: Человек и информация Учащиеся должны знать: определение информации в соответствии с содержательным подходом и кибернетиче ...