Рассмотрим основные дидактические характеристики БУП–2004.
Во-первых, в основу предлагаемого варианта БУП положены разработанные проекты стандартов общего среднего (полного) образования. Это во многом определило и общее содержание БУП, и время, отводимое в нем на изучение отдельных учебных дисциплин на базовом и профильном уровнях. При этом четко проводится линия: в федеральном компоненте (инвариантной части) базисного плана представлен только минимум содержания образования, зафиксированный в стандарте, а не все содержание образования по предмету, отраженное в программах. Это определяет, что объем учебного времени, отводимого в федеральном компоненте базисного учебного плана на образовательные области и учебные предметы, в большинстве случаев меньше, чем в учебных планах школы прежних лет. Время на изучение учебного материала, не входящего в предусмотренный стандартом обязательный минимум содержания образования, может быть при необходимости восполнено за счет школьного компонента БУП. Это положение имеет особое значение для учебного плана старшего звена школы, где объем школьного компонента значительно больше, чем на других ступенях школьного образования. Реализация указанных позиций в содержании БУП соответствует требованиям об оптимизации и разгрузке учебного материала, подлежащего обязательному изучению в инвариантной части образования.
Во-вторых, рассматриваемый проект БУП сохраняет преемственность с действующим учебным планом школы и вместе с тем отражает новые требования к школьному образованию. При этом его составители исходили из принципа эволюционного изменения структуры и содержания образования в школе, включения в него педагогически обоснованных и уже оправдавших себя на практике (отечественной или зарубежной школы) инноваций.
В-третьих, осуществление ПО потребовало уменьшения доли инвариантного компонента содержания образования на старшей ступени по сравнению с основной школой. Соответственно, возрастает объем вариативного (школьного компонента), за счет которого реализуется профильная дифференциация содержания образования.
В-четвёртых, в условиях введения профильного обучения БУП старшей ступени играет роль одного из важных средств осуществления профильного обучения и обеспечения преемственности общего среднего и высшего образования.
Рассмотрим более подробно требования к базисному учебному плану с точки зрения обеспечения преемственности школьного (профильного) и профессионального образования. В общем виде эти требования можно подразделить на те, которые непосредственно обеспечиваются БУП, и те, для реализации которых определенная структура и содержание БУП открывают только большие возможности, создают лучшие условия, т.е. влияние БУП носит здесь опосредованный характер.
К числу первых следует отнести:
– гибкость, вариативность учебного плана, обеспечивающие возможность для адаптации структуры и содержания образования на старшей ступени школы к потребностям профессионального образования;
– переход на старшей ступени к многокомпонентной структуре БУП, дифференциация содержания образования на три типа курсов (базовые, профильные, элективные), имеющих разные функции в образовательном процессе, что, в частности, приблизит структуру школьного учебного плана к вузовскому;
Полезная информация:
Психолого-педагогическая
характеристика детей с ОНР
Общее недоразвитие речи это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Общее недоразвитие речи подробно описывают такие авторы как: Левина, Фили ...
Содержание и формы физического воспитания младших
школьников
В решении задач школьной педагогики - физическое воспитание занимает особое место. Оно направлено на укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психологических функций организма школьника, обеспечение его всестороннего развития. "Один из основоположников теории физического воспит ...
Понятие дистанционного образования и обучения
Дистанционное обучение – это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. Вместе с тем как любая форма ...