Базовые, профильные предметы и элективные курсы

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Базовые, профильные предметы и элективные курсы

Страница 6

Базисный учебный план профильного обучения

Предлагаемый в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" механизм профилизации содержания образования построен на идее двухуровневого (базового и профильного) стандарта для старшей ступени школы. В частности, в концепции указано, что "… каждый общеобразовательный предмет может быть представлен в учебном плане конкретной школы (класса) или выбран для изучения отдельным школьником либо на базовом, либо на профильном уровне. Выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов и учитывая при этом необходимость обеспечения федерального компонента школьного образования, а также нормативов учебного времени, установленных СанПиНами, каждая школа, а в принципе и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план" . Предполагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

Таким образом, важнейшим средством практической реализации дифференциации содержания обучения является Базисный учебный план (БУП) школы и введение профильного обучения во многом изменит традиционные подходы к его формированию. Документ этот настолько важен и настолько многое определяет в жизни школы, содержании обучения, организации учебного процесса, что изменение принципов его построения заслуживает специального обсуждения, что и будет сделано в настоящем параграфе.

Теория содержания образования до последнего времени оставалась в значительной мере фрагментарной, разрозненной, как бы растворенной в других разделах педагогики. Это в полной мере относится и к вопросам построения учебного плана школы. Можно назвать лишь несколько работ, в той или иной мере касающихся этой проблемы. Непосредственно же учебным планам школы были посвящены лишь немногочисленные историко-педагогические исследования (М.О. Веселова, М.П. Кашина) в которых делались попытки выделить некоторые тенденции в развитии учебных планов отечественной школы.

Если охарактеризовать состояние этой области педагогики, то можно сказать, что до недавнего времени существующие концепции содержания образования в полной мере не отвечали на вопрос, какие учебные дисциплины должны быть включены в учебный план того или иного образовательного учреждения. Поэтому они и не могли эффективно служить практике, не имели необходимой объясняющей и прогностической силы.

В 1990-е гг. теория содержания образования и учебных планов получила развитие в трудах академика РАО В.С. Леднева. Ему удалось обосновать принципы определения предметной структуры содержания образования для разных его отраслей и типов образовательных учреждений. Иначе говоря, дидактика в настоящее время располагает концептуальной основой, позволяющей определить инвариантное ядро общего образования и перечень учебных предметов, составляющих это ядро. Однако, определив подходы к составу инвариантной и вариативной частей содержания образования, В.С. Леднев не смог дать обоснование распределения учебного времени для изучения тех или иных учебных дисциплин. А это не менее важный аспект формирования учебного плана любого образовательного учреждения, вызывающий всегда, пожалуй, даже более острые дискуссии, чем состав учебных предметов. Сложность этого вопроса понятна – ведь здесь вступают в действие целый комплекс весьма разнородных факторов: СанПиНы, необходимость реализации межпредметных связей, нагрузка учителя и т.д. В результате всего этого единственным пока путем решения вопроса является использование экспертного способа принятия решений на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Полезная информация:

Выборочное обследование
Чтобы обеспечить успех полевых работ, важно представлять себе характер всей совокупности изучаемых объектов. Термин совокупность означает все элементы некоторой группы, например совокупность кокосовых пальм в Западной Африке или автомобилей в Великобритании. Одна из основных трудностей, с которыми ...

Специфика проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте
Национальный состав учащихся современных школ достаточно разнообразен. Казахи, армяне, татары, евреи, немцы, азербайджанцы и т.д. все они учатся в одном классе. У всех у них разная религия, обычаи, стиль в одежде в связи с традициями, что порой вызывает насмешку. В связи с возрастными особенностями ...

Основные положения Конвенции
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п. В соответствии с этими принципами: 1. Ребенок имеет право на жизнь и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru