Базовые, профильные предметы и элективные курсы

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Базовые, профильные предметы и элективные курсы

Страница 5

Элективные курсы как наиболее дифференцированная, вариативная часть школьного образования потребует новых решений в их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективов могут поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно-методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Сетевые формы предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

Особую роль в успешном внедрении элективных курсов играет подготовка учебной литературы по этим курсам. В результате конкурса подготовлены программы, учебные и методические материалы по 8-10 элективным курсам по каждому учебному предмету, опубликованы сборники программ по этим элективам, подготовленные в том числе специалистами НФПК.

Так, например, в рамках федерального эксперимента разработан и рекомендован следующий набор элективных курсов в профильном обучении по образовательной области "Естествознание":

– биологическая направленность: "Клетки и ткани", "Биофизика: история, открытия, современность"

– физическая направленность: "Измерения физических величин", "Плазма – четвёртое состояние вещества", "Фундаментальные эксперименты в физической науке", "Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование";

– химическая направленность: "Химия, история, искусство: перекрёстки взаимодействия"; "История химии";

– экологическая направленность: "Экологический практикум", "Экология в экспериментах".

Безусловно, данный набор нельзя считать полным даже в первом приближении. Однако несомненное достоинство данного перечня в том, что приведённые элективные спецкурсы:

– являются в значительной степени экспериментальными, как этого и требует специфика естественнонаучного образования;

– охватывают содержание, находящееся в основном на стыке дисциплинарных областей и поэтому не являются ни узко-предметными, ни узкопрофессиональными, ни тем более "узковузовскими";

– разнообразны по своей целевой направленности ("общие цели, разные – задачи" – А.Г. Каспаржак [Там же, с. 5] и выполняют различные функции: проблемного углубления, методологическую, гуманитаризующую, практической ориентации.

Кроме того, в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Опыт ряда регионов, участвующих в эксперименте по профильному обучению, показывает, что в институтах повышения квалификации, педагогических вузах, в школах на местах создаются собственные варианты элективных курсов. Многие из них представляют интерес и заслуживают поддержки. В этой связи можно рекомендовать региональным и муниципальным органам управления образованием создавать банки данных по элективным курсам, организовать информационную поддержку и обмен опытом введения элективных курсов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Методика формирования понятия «масса тела»
Первоначальное понятие о массе тел учащиеся получают в начале изучения предмета физика на основе опытов, в которых используются упругие шары, а также шары или тележки, соединенные пружинами. Здесь же вводится понятие о единице массы—килограмме как массе платиноиридиевого эталона. Учащиеся знакомятс ...

Игра в эстетическом воспитании младших школьников
Трудно переоценить роль игры в эстетическом воспитании младших школьников, в формировании его художественного вкуса, читательской самостоятельности, в развитии литературно - творческих способностей. Опираясь на живость и образность восприятия действительности младшими школьниками, учитель стремитьс ...

Условия успешной организации рефлексивной деятельности на уроке в начальной школе
В настоящее время в современной школе компонентом содержания образования являются предметные знания, умения, навыки, выделенные по областям науки. В педагогике и в практике образования уже остро поставлен вопрос о необходимости сдвига от содержания общего образования, понимаемого как знание содержа ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru