Социальные условия профессионального самоопределения учащихся и выбора профессии

Образование и воспитание » Роль школы в профессиональном самоопределении учащихся » Социальные условия профессионального самоопределения учащихся и выбора профессии

Страница 1

В условиях научно-технического прогресса и перехода экономики на рыночные отношения выбор сферы труда и профессии становится особенно проблематичным. С появлением рынка товаров и услуг возникает и рынок рабочей силы. Хозрасчетные государственные предприятия, агропромышленные комплексы, колхозы и совхозы, кооператоры и арендаторы будут принимать на работу наиболее квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций людей.

Многие учителя, родители, да и сами учащиеся считают, что в обществе с рыночной экономикой будет больше свободы в выборе сферы труда и профессии, и это позволит выпускникам школы самим определить жизненную позицию. Опыт зарубежных стран показывает, что конкуренцию на рынке труда выдерживают только квалифицированные работники. Выпускники же школ, средних специальных и высших учебных заведений не всегда получают надлежащую подготовку к высококвалифицированному труду, не имеют опыта и часто оказываются безработными. Поэтому школам, органам образования, родителям и самим учащимся придется переосмыслить проблему выбора профессии.

В современных условиях нужна новая концепция жизненного самоопределения молодого поколения. Концепция (лат. conception – понимание, система) – новое решение проблемы профессиональной ориентации. И вот почему. Уходит в прошлое плановое регулирование подготовки кадров, высвобождая тем самым творческий потенциал учащихся при самостоятельном выборе профессии. Если в прежние времена в области профессиональной ориентации учащихся проводилась государственная политика с установкой, то есть «сверху», на обеспечение всех отраслей народного хозяйства и культуры кадрами, то в современных условиях нужна инициатива выбора сферы труда и профессии «снизу». А это предполагает развитие приспособительных функций и способностей каждого ученик в соответствии с дарованиями, интересами и потребностями личности. Поэтому правильнее употреблять термин не «профессиональная ориентация», а «профессиональное самоопределение». Это не означает отсутствия заинтересованности и поддержки государства в жизненном самоопределении молодого поколения. Напротив, государство заинтересовано в эффективном включении молодежи в трудовую деятельность, создает более радикальные условия решения данной проблемы.

Профессиональное самоопределение составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифицированных кадрах. При этом желательно учесть опыт профессиональной ориентации прошлых лет, теорию и практику подготовки молодежи к труду и выбору профессии различных стран мира. Так, в Японии подготовка кадров начинается «с чистого листа», то есть с самого начала жизни ребенка, а в выпускном классе ученики держат экзамен на зрелость профессионального самоопределения. У нас такая система не отработана да и не подходит по другим принципиальным соображениям. Опыт профессионального самоопределения в США построен на прагматической основе, когда ученик из учебных предметов выбирает только то, что, по его мнению, потребуется для последующей профессии. Такое стихийное самоопределение является односторонним и не может быть образцовым.

Шведская модель профессиональной ориентации направлена на «первостепенное удовлетворение нужд общества в кадрах с тем, что бы потом хотя бы частично достичь второй цели – обеспечения свободы выбора профессии для индивида». Известный английский ученый А. Г. Уоттс считает, что новая шведская система представляет сбой самую радикальную в западном мире официальную программу профориентации. В Швеции достигнуто состояние гармонии, в которой потребности в кадрах и желания молодежи уравновешиваются. В Республике Беларусь и других странах СНГ эта гармония еще не установилась.

В Беларуси нужна своя, оригинальная система профессионального самоопределения учащейся молодежи. Она уже зримо складывается на основе дифференцированного обучения в специализированных классах, школах, гимназиях, колледжах, лицеях, средних профессионально-технических учебных заведений и т.д. В них создаются условия для профессионального самоопределения на базе общего образования и развития на этой основе специфических способностей, которые становятся главными в выборе сферы труда и профессии.

Главные затруднения в выборе профессии в нашей республике заключаются в расхождении между потребностями общества в кадрах и интересами учащихся. Сталкиваются объективные и субъективные факторы, которые необходимо приводить в соответствие с процессом профессионального самоопределения учащихся.

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Двигательная активность и школьная зрелость детей дошкольного возраста
Экспериментальный материал, об изменении двигательной активности детей дошкольного возраста в течение года, зарегистрированные в ходе наших исследований, составляет в среднем 18-20 тысяч шагов в сутки. Высокие величины двигательной активности, равные 21,8±4,0 тыс. шагов зафиксированы в апреле у мал ...

Влияние игры на развитие познавательных процессов младших школьников
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагогов и родителей. Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более ...

Воспитание как социальный институт
В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов - исторически сложившихся устойчивых форм выполнения общественных функций определенными номинальными группами членов общества, а также совокупностью организаций, возникших и созданных для тех же целей. В зависи ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru