Традиционный метод обучения, практикуемый в большинстве школ во всем мире, отличается тем, что в центре учебного процесса находится преподаватель. Обучение, ориентированное на преподавателя может быть эффективным в тех случаях, когда:
- идет процесс передачи информации, которую учащимся сложно найти самостоятельно,
- объемная информация дается учащимся в быстром темпе,
- формируется интерес к информации,
- идет обучение учащихся, которые наилучшим образом усваивают информацию на слух.
Тем не менее, в данном подходе есть ряд недостатков:
- не все учащиеся хорошо воспринимают новый материал на слух,
- часто бывает нелегко удерживать интерес учащихся,
- данный подход практически не предполагает использования учащимися критического мышления,
- предполагается, что все учатся одинаково.
Чтобы соответствовать требованиям 21-го века и развивать у детей критическое мышление и сотрудничество, необходимы не только элементы традиционного обучения, но и элементы проектного подхода к обучению.
Проектный подход – это способ обучения и получения знаний, который реализуется в процессе работы над проектом. Проекты, как правило, включают в себя глубокое изучение отдельной темы, выполняются небольшой группой учащихся, работающих совместно. Они собирают информацию и ищут ответы на вопросы самостоятельно.
Используя проектный подход в обучении, учитель поощряет учеников к следующим действиям:
- самостоятельно формировать глубокие знания в области изучаемой дисциплины и развивать необходимые умения,
- активно участвовать в планировании, создании проекта, проверке сделанного и презентации выполненной работы,
- объяснять, высказывать предположения, задавать вопросы и пользоваться другими приемами критического мышления,
- брать на себя инициативу и принимать ответственность за свои идеи и сделанную работу,
- взаимодействовать с людьми и окружающим миром так, чтобы данное взаимодействие было полезным и значимым для решения поставленных задач.
Несмотря на то, что между двумя подходами существуют различия, важно отметить, что проектный подход в обучении дополняет и обогащает традиционный, создавая осознанный, значимый для учащихся контекст, в рамках которого учащиеся могут развивать свои формирующиеся умения.
Традиционный подход к обучению, в центре которого находится учитель, и проектный подход имеют особенности и преимущества, которые обобщенно представлены в таблице №1.
Таблица №1
Традиционный подход к обучению |
Проектный подход к обучению |
Ориентирован на преподавателя |
Ориентирован на учащегося |
Преподаватель – источник знаний, который помогает учащимся приобретать необходимые навыки |
Преподаватель – наблюдатель, который создает условия для того, чтобы ученик мог применить свои знания на практике |
Преподаватель – это эксперт, который ориентируется на слабые стороны учащихся |
Учащиеся сами являются экспертами, а преподаватель ориентируется на сильные стороны учащихся |
Преподавание – процесс объяснения материала |
Преподавание – творческий процесс |
Преподаватель выбирает для учащихся формы работы и уровень сложности материала |
Учащиеся сами выбирают формы работы из предложенных педагогом и определяют уровень сложности, на котором они хотят работать |
Учащиеся воспринимают знания пассивно, а в классе чаще всего стоит тишина |
Учащиеся активно вовлечены в процесс обучения, а в классе царит учебный шум |
Учащиеся работают индивидуально |
Учащиеся работают в сотрудничестве с другими |
Акцент делается на механическом запоминании информации. Применение критического мышления незначительно |
Акцент делается на развитие навыков критического мышления |
На каждый вопрос существует единственный правильный ответ |
Не существует одного правильного ответа на вопросы |
Короткие и не связанные друг с другом виды деятельности и уроки |
Долгосрочные проекты |
Традиционная оценка письменных работ |
Оцениваются совершаемые действия |
Преподаватель несет ответственность за процесс обучения |
Преподаватель и ученик разделяют ответственность за учение и его результат |
Мотивация учащихся определяется тем, чтобы учитель был ими доволен |
Заинтересованность и вовлеченность учащихся обеспечивают внутреннюю мотивацию и способствуют достижению успехов |
Полезная информация:
Анализ показателей экспериментальной и контрольной групп в ходе
педагогического эксперимента
В контрольной группе применялась традиционная система проведения уроков физической культуры, рекомендованная программой по физическому воспитанию, где девушки выполняли обще-развивающие упражнения, гимнастику, спортивные игры, легкоатлетические упражнения и элементы художественной гимнастики. В экс ...
Сущность правового воспитания детей дошкольного возраста
Для определения сущности правовой культуры на начальных этапах становления личности очень важно развести такие понятия, как «патриотизм», «гражданственность», «право», «нравственность». Эти понятия, несмотря на их общность, имеют свою специфику. Так сложилось, что российскому обществу изначально бы ...
Характеристика особенностей становления дополнительного образования в
России
Дополнительное образование детей как неотъемлемая часть системы образования России приобрела системные характеристики в 90-х годах прошлого столетия. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» внешкольные учреждения преобразованы в учреждения дополнительного образования, а систе ...