Как видно, в большинстве случаев профили, обозначенные в отчётных материалах как "региональные", без труда могут быть подведены под 12 примерных профилей, указанных в БУП–2004 ("кадетский" = оборонно-спортивный; "политехнический" = индустриально-технологический и т.д.). Кроме того, существует крайне незначительное число смешанных профилей ("эколого-правовой", "информационно-гуманитарный"), которые могут быть с той или иной степенью условности, с учётом их ведущей составляющей, отнесены к определённому примерному профилю.
Однако, по-видимому, две или три категории региональных профилей не укладываются в существующую номенклатуру примерных профилей. Это, во-первых, профили правовой группы, которые стоят несколько в стороне как от социально-экономического, так и от социально-гуманитарного примерных профилей. Во-вторых, это особая группа профилей, имеющих прикладную направленность и близких по своей сути к технологическим, однако имеющим отношение не к сфере промышленного или сельскохозяйственного производства, а к сфере услуг.
Та же таблица, оптимизированная путём приведения региональных профилей в соответствие с примерными профилями обучения по БУП, представлена далее как таблица 9.
Таблица 9 Оптимизированные данные о профилях обучения, реализуемых в школах некоторых экспериментальных регионах (второй год федерального эксперимента)
Школы, учащиеся которых могут реализовать данный профиль, % от общего кол-ва (в скобках – региональный рейтинг профиля ) |
% от общего кол-ва школ (по пяти регионам) |
Рейтинг профиля (по пяти регионам) | |||||
Экспериментальные регионы Профили обучения |
Республика Татарстан |
Республика Саха (Якутия) |
Кемеровская область |
Псковская область |
Челябинская область | ||
Примерные профили (по БУП) | |||||||
Физико-математический (естественно-математический) |
0,25 (3) |
34,6 (1) |
15 (1) |
23,1 (1) |
11,5 (1) |
10,1 |
1 |
Физико-химический |
0,04 (10) |
1,8 (12) |
2,2 (8) |
2,2 (11) |
0,3 (11) |
0,8 |
10-11 |
Химико-биологический (естественнонаучный) |
0,38 (1) |
12,2 (3) |
8 (3-4) |
7,5 (2) |
2,4 (8) |
3,8 |
3 |
Биолого-географический |
0 (11-12) |
2,2 (11) |
1,6 (10) |
5,4 (5-6) |
0 (14) |
0,8 |
10-11 |
Социально-экономический (финансово-экономический) |
0,34 (2) |
7,5 (5) |
8 (3-4) |
7,1 (4) |
4,2 (3) |
3,4 |
4 |
Социально-гуманитарный (социально-исторический, информационно-гуманитарный) |
0,13 (5-6) |
8,8 (4) |
7,7 (5) |
5,9 (3) |
2,5 (6-7) |
2,8 |
5 |
Филологический (гуманитарно-лингвистический, лингвистический) |
0,13 (5-6) |
12,3 (2) |
9 (2) |
5,4 (5-6) |
5,3 (2) |
4,2 |
2 |
Информационно-технологический |
0,08 (7-9) |
4,9 (8) |
7 (6) |
4,3 (7) |
3,3 (4) |
2,4 |
6 |
Агротехнологический |
0,21 (4) |
5,8 (6) |
1 (11) |
0,6 (13-14) |
0,1 (13) |
1,2 |
8 |
Индустриально-технологический (технический, политехнический, технологический) |
0,08 (7-9) |
5 (7) |
3 (7) |
2,8 (8-9) |
2,8 (5) |
1,9 |
7 |
Художественно-эстетический |
0 (11-12) |
2,4 (9-10) |
0,7 (12) |
0,6 (13-14) |
0,7 (10) |
0,6 |
12 |
Оборонно-спортивный (кадетский) |
0,08 (7-9) |
2,4 (9-10) |
2 (9) |
2,8 (8-9) |
1,9 (9) |
1,1 |
9 |
Правовой (юридический, социально-правовой, милицейско-правовой, погранично-таможенно-правовой, эколого-правовой) |
2,4 (10) |
2,5 (6-7) |
0,5 |
13 | |||
Технологический сферы услуг (страховое дело, туристический, психолого-педагогический) |
0,9 (13) |
1,2 (12) |
0,2 (12) |
0,2 |
14 | ||
Непрофильное обучение |
99,9 |
41,6 |
37 |
61,4 |
74,3 |
78,2 |
- |
Всего школ |
4475 |
Полезная информация:
Учитель физической культуры в современной школе
Цель физического воспитания – способствовать развитию физических и психических качеств школьников, формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Решение эт ...
Принципы как категория дидактики
Процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представлять как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями еще не обладают. Здесь, естественно, возникают вопросы: каким образом должно быть поставлено обучение? Какими правилами необходимо руководствоваться при этом? ...
Интерес к физической культуре как фактор, повышающий активность школьников
Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к понятиям физическими упражнениями, стремились развивать необходимые для этого физические и психические качества и получали ...