Становление и развитие идеи профильной дифференциации в истории отечественной и зарубежной педагогики

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Становление и развитие идеи профильной дифференциации в истории отечественной и зарубежной педагогики

Страница 9

– профориентационную;

– социально-педагогическую (учебный труд как средство разрешения социальных проблем. В процессе учебно-трудовой деятельности школьник учится общаться со своими сверстниками и со взрослыми, начинает осознавать себя как личность, понимать окружающих его людей, т.е., речь идёт о формировании того результата образования, который в современной отечественной педагогике принято обозначать термином "ключевые компетенции". В этом аспекте анализ американского опыта, как представляется, может оказать существенную пользу развитию российской школы;

– трудовую ("введение в профессию", в американской терминологии, или "трудовое воспитание" – в отечественной. Речь идёт о том, что после прохождения производственной практики, как показывает опыт, молодые люди не оставляют работу из-за возникающих трудностей, так как они научились их преодолевать в процессе учёбы в школе).

Широкое распространение во взаимодействии американской школы и производства получило участие представителей предприятий и бизнеса в учебном процессе. Непосредственный контакт учителей и учащихся с представителями предприятий и сферы бизнеса позволяет учащимся получить более полное знание о современном производстве.

Попутно отметим, что возможное сравнение относительно удачного американского опыта реализации идеи "трудовой школы" и относительно неудачных подобных опытов в России должно, на наш взгляд, осуществляться с учётом трёх аспектов:

1) различное отношение к теоретической (познавательной, научной) и практической деятельности в американском, и в российском менталитетах;

2) опережающее развитие американских технологий, имеющее в том числе воспитательный и мотивирующий эффект в контексте приобщения учащихся к миру труда и профессий;

3) всеобъемлющая роль патриотического воспитания в США, в силу чего само представление о престижных и непрестижных видах труда сглаживается принадлежностью тех и других к национальной американской системе экономики.

В рамках профессионального обучения на базе 12-летней американской школы (три последних года) различают три вида программ: программы профессионального направления (подготовка по определённой профессии или группе профессий как начальный этап профессиональной карьеры); программы общего направления (для тех, кто не стремится поступать в вуз, но и не намерен сразу после школы приступить к профессиональной деятельности); программы академического направления (в рамках которых осуществляется подготовка для продолжения обучения в вузах). Эти виды программ получили название профилей. При этом профессиональный профиль состоит из разных подпрофилей: сельскохозяйственного, сферы услуг, торгового, промышленного и др. Обучение состоит из обязательных и элективных курсов, причём крупные школы предлагают на выбор более 200 элективов.

Помощь в выборе профильного обучения оказывают советники по профориентации, их предназначение – показать связь между учёбой и будущей профессией; помочь школьникам раскрыть и развить свои способности и определиться в профессии. Эти советники – во многом аналоги британских и отчасти современных российских тьюторов.

Не все 12-летние общеобразовательные школы даже в богатых США располагают необходимой материально-технической базой, оборудованием, преподавателями. Для решения этой проблемы создаются кооперативные профессиональные школ для учащихся нескольких 12-летних школ. В кооперативных школах первого типа все программы XI-XII классов изучаются полностью. Кроме лабораторных занятий и обучения в мастерских, проводятся аудиторные занятия по общеобразовательным предметам. Второй тип отличается тем, что общеобразовательные предметы изучаются в обычной школе, а для изучения специальных предметов учащихся ежедневно привозят в кооперативное учебное заведение.

Анализ зарубежного опыта позволяет выделить следующие общие для всех изученных стран черты организации обучения на старшей ступени общего образования.

1. Старшая ступень общего образования во всех экономически развитых странах является профильной.

2. Как правило, профильное обучение (включая предпрофильную подготовку) охватывает три, реже два последних года обучения в школе.

3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах.

4. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов, продолжительностью до одного семестра. Аналогами таких курсов в России можно было бы считать учебные модули, из которых возможно строить множество самостоятельных курсов.

5. Количество обязательных учебных предметов (курсов) на старшей ступени по сравнению с основной существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Полезная информация:

Терапевтический подход к инновациям в образовании
Образование — это стратегический ресурс страны. Одним из важнейших показателей уровня развития общества (в том числе образования как социального института) служит забота о целостном здоровье. Вместе с тем, образовательная практика на протяжении многих лет устойчиво демонстрирует противоположные - з ...

Методика формирования морфологической стороны речи у детей-дошкольников
К трём годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвёртом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с ...

Индивидуальная работа с детьми с задержкой психического развития на занятиях кружка
Индивидуальная работа учащихся осуществляется по специальному плану учителя или воспитателя. По рекомендации воспитателя дети могут сами изготовлять поделки. Перед началом работы воспитатель проводит вводную беседу, рассказывая о целях и задачах предстоящего трудового задания. Дети в общих чертах п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru