Следующий этап практической деятельности – формирующий.
Цель данного этапа – работа по развитию речи посредством театрализовано-игровой деятельности проводилась в естественных для детей условиях, во время повседневной игровой деятельности.
Был разработан план занятий, который включает в себя театральные игры, упражнения, а так же инсценировки и театрализованные представления.
Для того чтобы наша работа оказалась успешной мы соблюдали некоторые обязательные условия:
Прежде всего, это наличие речевого образца – сказки, стихи, рассказы являются источником яркой образной речи: типичные сказочные выражения, пример народной разговорной речи, повторяющиеся песенки, и четкая композиция текста и др.
Расширяли детские представления и формировали словарь в связи с содержанием литературного произведения.
Работали над содержанием, образами сказки после ее чтения с целью углубления понимания произведения, обдумывания характеристик, особенностей литературных героев:
– рассматривание иллюстраций к сказке – выделение особенностей внешнего вида, элементов костюма, настроения героя, средств, с помощью которых передается настроение (поза, мимика и др.), о чем разговаривают персонажи, обстановка, в которой происходят события;
– самостоятельное рисование детьми сказочных персонажей и рассказ ребенка о выполнении замысла;
– повторное выборочное чтение отрывков текста с целью уточнения действий, переживаний, содержания разговора героев произведения;
- пересказ сказки с использованием фигурок настольного театра, фланелеграфа, разных видов кукольного театра;
Целенаправленно использовали приемы активизации и совершенствования речевой деятельности дошкольников:
- воспроизведение детьми диалогов персонажей;
- рассказывание отдельных эпизодов сказки, в которых говорят примерно одни и те же слова разных героев (сказка «Три медведя» и передача интонацией особенностей создаваемого образа);
- упражнения на изменение силы голоса: «Ау, ау, Снегурушка» – зовут дети девочку все громче, все дальше уходит она от подружек (сказка «Снегурушка и лиса»);
- разыгрывание маленьких стихов, потешек, дразнилок, что упражняет в произнесении трудных звуков, совершенствует связную диалогическую речь, помогает осваивать разные интонации – просьбы, вопроса, удивления, суждений и др. Например, дразнилка:
Гриша, Гриша, дай мне нож.
Ты обратно не вернешь.
Гриша, Гриша, дай резинку.
Ты откусишь половинку. (С.Я. Маршак)
- пересказ сказки по ролям;
– проигрывание слов всех персонажей одним ребенком;
– упражнения в передаче эмоционального состояния литературных героев;
- загадывание детям загадок о литературных героях.
Обсуждали с детьми условий организации игры, а затем и делали анализ игрового поведения дошкольников – у кого сказочный персонаж получился лучше, кто не забывал слова и др.
Анализировали выбранный для драматизации литературный текст. Например, сказка «Снегурушка и лиса»:
а) действующие лица – дедушка и бабушка, Снегурушка, подружки, медведь, волк, лиса; ведущий говорит слова от автора;
б) действия персонажей: Снегурушка пошла в лес с подружками по ягоды, в. лесу стала собирать ягоды, отстала от своих подруг, ходила, ходила и заблудилась, залезла на дерево, плакала и др.;
в) речевое содержание сказки: монолог Снегурушки, разговор девочки с медведем, волком, лисой, разговор лисы с бабушкой и дедушкой, слова благодарности стариков лисе, когда их внучка благополучно вернулась домой;
г) характеристика персонажей – девочка (ей очень хотелось пойти в лес с подружками, в лесу потеряться очень легко, но девочка не растерялась, залезла на дерево, не доверилась медведю и волку – какая она – недоверчивая, но поверила лисе, ей было в лесу очень одиноко и страшно)
Какая лиса в этой сказке? (совсем не похожа на персонажи лисы в других сказках. Она пожалела девочку, не поленилась отвезла её к бабушке и дедушке, не обманула Снегурушку, добрая, заботливая, отзывчивая, поняла, что девочке очень плохо.);
Полезная информация:
Содержание и организация исследования уровня сформированности
грамматического строя речи
В процессе исследования была поставлена следующая цель: выявить уровень сформированности грамматического строя речи (функций словоизменения и словообразования) у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией и определить основные направления необходимой коррекционной работы. Для достиже ...
Характеристика детей с общим недоразвития речи
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклоне ...
Основные этапы и виды деятельности организационного и основного периодов
работы
1 этап – организационный. Ведущие направления деятельности участников: адаптация; демонстрация имеющегося опыта; согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора; общение. Задачи: Знакомство участников с возможностями ЛОЛ «Радуга». Формирование малых групп, клубов, творческих груп ...