6. Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей – во Франции и в Польше, гимназия – в Германии, "высшая" средняя школа – в США.
7. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной) школы обычно дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения за некоторыми исключениями.
8. Весь послевоенный период количество профилей и учебных курсов на старшей ступени школы за рубежом постоянно сокращалось, одновременно росло число обязательных предметов и курсов. При этом все более отчетливо проявлялось влияние и возрастающая ответственность центральной власти за организацию и результаты образования. Это отражается на всех этапах проведения экзаменов, в разработке национальных образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учебников и др.
Анализ зарубежных моделей профильной школы в сопоставлении с отечественной моделью, предложенной в "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" позволяет сделать следующий вывод. Появившаяся существенно позже своих зарубежных аналогов и разработанная с учётом их достижений и ошибок, российская модель профильного обучения на старшей ступени общего образования представляет собой уникальный комплекс организационно-педагогических механизмов, не имеющий аналогов в мировой практике. В тех или иных зарубежных странах мы можем встретить лишь отдельные элементы – составные части российской модели профильного обучения, такие как:
– предпрофильная подготовка (Франция, отчасти Англия);
– трёхкомпонентный подход к конструированию структуры и содержания профилей различных типов, включая курсы базового, профильного и элективного типа (Польша, Франция);
– обучение на основе индивидуального учебного плана (Англия, США);
– многопрофильное образовательное учреждение как одна из организационных моделей профильного обучения на старшей ступени общего образования (Франция, Польша, Швеция, Норвегия);
– тьюторская поддержка обучающихся (Англия, США);
– социальное партнёрство и сетевое сотрудничество в системе профильного обучения (США);
– ресурсные центры профильного обучения (США).
Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования, а по совокупности предложенных организационно-педагогических решений превосходит мировые аналоги. Кроме того, некоторые черты современного российского подхода к организации профильного обучения являются специфическими. Это использование портфолио учащихся как одного из механизмов их распределения по различными профилям; ориентация на создание муниципальных сетей профильного обучения; широкое использование дистанционных курсов в системе профильного обучения; особенности в понимании роли тьютора и др. Указанные особенности в теоретическом и практическом аспектах будут рассмотрены далее, во II главе.
Полезная информация:
Анализ литературы по проблеме исследования
Модульное обучение в первоначальном виде зародилось в конце 60-х годов и быстро распространилось в англоязычных странах, прежде всего, в США, Англии и Канаде. Вскоре им заинтересовались и исследователи России. В настоящее время накоплен достаточный материал научных сведений по вопросам модульного о ...
Учебные
планы и программы, их назначение и содержание
Сформированное на основе научно обоснованной теоретической концепции содержание образования находит свое конкретное выражение в таких нормативных документах, как учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия. Учебный план - это утвержденный Министерством образования документ, определ ...
Жизненный и педагогический путь Ж.-Ж. Руссо
Выдающийся представитель эпохи Просвещения, философ и писатель, Жан-Жак Руссо (1712-1778) был одним из величайших педагогов всех времен и народов. Жан Жак Руссо родился в 1712 г. в Женеве (Швейцария) в семье французов. Его предками были крестьяне и ремесленники, а отец - часовых дел мастером. Он ра ...