Во многом схожие с Россией процессы переживают системы образования в странах Восточной Европы – бывших членах социалистического содружества, теперь активно стремящихся вступить в общеевропейское экономическое пространство. Одним из показательных примеров является система профильного образования в Польше, исследованная А.В. Гузеевой.
Модель выпускника современной польской школы предусматривает наличие многопрофильного образования, обязательными элементами которого являются иностранные языки, информатика и предпринимательство; ориентацию на самообразование и самостоятельное трудоустройство. Процесс реформирования школьной системы направлен на сближение общего и профессионального образования. В связи с этим для профильной ступени разработано несколько новых курсов, нацеленных на подготовку учащихся к жизни и эффективному труду в современных условиях. Так, курс "Предпринимательство" знакомит учащихся с действием механизма рыночной экономики, ролью государства в рыночной экономике и основами функционирования экономики в Европе и мире. Цель и содержание программы позволяют учащимся приобретать знания в области межличностных отношений, экономики и управления, развивает аналитические способности, самостоятельность, инициативность, предприимчивость. Курс "Европейское образование" – интегрированный блок. Его содержание: история Евросоюза, геополитические изменения современного мира, возможности развития Польши; курс охватывает проблемы, изучаемые "европеистикой". Освоение программы способствует активному участию учащейся молодёжи в общественной жизни Польши и объединённой Европы.
С 1999 г. подготовка с 1-го по 6-й годы обучения осуществляется в основной общеобразовательной школе, с 7-го по 9-й годы – в трёхлетней гимназии. Далее учащихся ждёт выбор одного из четырёх вариантов: общеобразовательный лицей, профильный лицей, техникум, основная профессиональная школа. Профильный лицей – особый тип учебного заведения, обучение в котором предусматривает освоение разнообразных профилей. Для реализации профильной подготовки разработаны и утверждены БУП и программы для старшей ступени общеобразовательной школы, в которых предусмотрены два уровня освоения дисциплин: основной и углублённый. Тем самым реализуются принципы вариативного и дифференцированного образования, усиливается внимание школы к процессам вхождения выпускников в европейский рынок труда.
Обучение в профильном лицее не направлено на подготовку к конкретной специальности. В профильном лицее созданы условия для получения знаний в широкой профильной сфере, охватывающей группу профессий (это аналог современного российского понимания профиля), поступления в вуз (что также аналогично российской профильной школе) и подготовки к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности (этот компонент в российской практике профильного обучения отсутствует, однако несомненно востребован, и в этом видится необходимость изучения польского опыта).
Содержание компонентов в профильном лицее: общеобразовательный – 80%, профильный (академический + прикладной) – 20%. Каждый лицей готовит как минимум по двум профилям, из которых один академический. Число неакадемических профилей – 14 (например, "химическое исследование среды", "проектирование одежды", "транспортно-экспедиционный", "промышленно-сельскохозяйственный").
Профильные лицеи принадлежат к одному из четырёх крупных направлений: экономико-социальному (21%), технико-технологическому (17%), художественному (9%), сельскохозяйственному (6%). Остальные 47% лицеев – общеобразовательные (академические).
Приведём примеры предметов, изучающихся на углублённом уровне в рамках профилей. Экономико-административный профиль: география, иностранный язык, математика, история. Охрана окружающей среды: физика, математика, биология, информационные технологии [675].
Система профильного обучения в США имеет свою специфику, традиционно отличаясь от европейской более ранней и более широкой ориентацией на подготовку учащихся к миру труда и профессий, а также развитыми механизмами социального партнёрства и сетевого сотрудничества.
Принятая в США в 1990-е гг. концепция "Образование для карьеры" заключается в том, что любая ступень системы образования является продолжением предыдущей и подготовкой к другим и предполагает: во-первых, усиление взаимосвязи между образованием и трудом, развитие индивида в понимании этого взаимоотношения и извлечении из него личной пользы; во-вторых, создание необходимых условий для осознания каждым индивидом значения для себя труда и соотнесения конкретной трудовой деятельности со своими способностями. Одной из составляющих названной концепции является трёхнедельный опыт практической деятельности, в который включаются школьники уже с V класса младшей средней школы. Он преследует следующие цели:
– мотивационную (выработка устойчивых мотивов овладения знаниями для их использования в практической деятельности);
Полезная информация:
Структура профессиональной компетентности педагога
Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде "мыслить — действовать — мыслить" и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной компетентности учителя в ...
Организация театральной деятельности в школе
Театр как явление, как мир, как тончайший инструмент художественного и общественного познания и изменения действительности, представляет, богатейшие возможности для становления личности ребенка. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценно ...
Исследование трудовой мотивации школьников в условиях технологического образования
В настоящее время определены приоритеты дальнейшего развития Российского государства, что позволяет конкретизировать образовательные цели, в том числе и в сельском социуме, среди которых значимыми являются цели, ориентирующие на развитие адекватной трудовой мотивации школьников. С целью изучения мо ...