На протяжении рассматриваемого этапа (2000-2004 гг.) в условиях отсутствия единой концептуальной идеи профильного обучения, отвечающей современным требованиям, учёными был предложен ряд моделей организации профильного обучения, соединявших в себе признаки дидактического и организационно-педагогического подходов. Отдельные компоненты данных моделей стали своего рода прообразами некоторых значимых положений "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования". Среди этих моделей следует выделить:
– предложенную А.А. Чернышевым трёхкомпонентную модель содержания профильного обучения: 75% – базовый компонент (автор называет его "академическим образованием"), цель которого – обеспечение формирования общей грамотности обучающихся, их социализации; 15% – инвариантный компонент, имеющий своей целью обеспечение преемственности образовательных программ и программ профессионального образования; 10% – вариативный компонент, цель которого – формирование профессиональной направленности обучающегося;
– разработанную В.А. Прат модель организации и деятельности профильных классов, включающую себя: создание благоприятных условий для успешного обучения и развития учащихся с учётом их интересов и способностей; выявление признаков объектов, на которые опирается ученик при их изучении, и выяснение устойчивости этих признаков при работе с учебным материалом в разных формах его представления; структурирование содержания, средств и методов, позволяющих ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме; создание специальных программ по предмету для данного профиля; использование на начальном этапе дифференциации обучения достаточно гибких её форм, а в дальнейшем – сочетание профильности и универсальности образования, позволяющих учителю учесть смену учебных интересов школьника;
– разработанную Т.И. Романовской технологию формирования контингента старших профильных классов с низким уровнем обученности, включающую в себя: социально-экономический анализ потребностей региона, потребностей и возможностей системы образования; организацию допрофильной подготовки учащихся девятых классов и исследование их профессиональных намерений; определение номенклатуры старших профильных классов; критериально-ориентированное тестирование и нормированное тестирование учащихся по профильным учебным дисциплинам; психологическое тестирование; экспертную оценку общих, специальных способностей, уровня мотивации и обученности; интегральную оценку таких параметров, как "обученность", "способности", "мотивация", "Я-концепция".
Таким образом, на протяжении 2000-2004 гг. получили научное осмысление следующие идеи, которые были затем использованы при подготовке "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования":
– идея о принципиальном различии понятий "углублённое обучение" и "профильное обучение" в целевом, концептуальном, содержательном и организационно-технологическом аспектах (практическая сторона данного различия будет нами подробно рассмотрена в п. 1.3.);
– представления об ориентации профильного обучения на внешний эффект (относительно собственных задач обучения на старшей ступени общего образования) и о направленности профильного обучения на подготовку к эффективной деятельности человека в профессиональной сфере, начиная от поступления в учреждение профессионального образования и заканчивая успешным выстраиванием собственной профессиональной карьеры, – эти представления могут быть обозначены как идея социально открытой старшей ступени общего образования;
– идея предпрофильной подготовки учащихся; при этом суть такой подготовки стала пониматься как целенаправленная комплексная подготовка учащегося к выбору профиля на старшей ступени общего образования.
В то же время обзор исследований данного этапа позволяет выделить ряд "белых пятен", важнейшие из которых оказались совершенно не охвачены вниманием учёных. Это, во-первых, опыт организации профильного обучения за рубежом и, во-вторых, возможности использования межшкольного сетевого сотрудничества как организационной формы профильного обучения.
Полезная информация:
Основные требования к использованию проектных технологий
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятел ...
Преподавание современного танца
На сегодняшний день в мире существует три школы джаз-танца: американская, европейская и восточная, отличающиеся разнообразием стилей и направлений. Кэтрин Данхэм – человек, которому джазовый танец обязан теорией и методикой. Дает понимание афро-американской танцевальной техники. Открыла в Нью-Йорке ...
Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии. Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует вне какого-либо действия, само по себе. Лишь выполняя перцептивные, умственные или двигательные (в том числе и различные комбиниров ...