Теоретические исследования по проблематике профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Теоретические исследования по проблематике профильного обучения

Страница 4

Таким образом, на протяжении рассматриваемого короткого этапа (2000/2004 гг.) происходит чрезвычайно важный процесс: помимо традиционного дидактического подхода к разработке проблем профильного обучения начинает формироваться принципиально новый, не характерный для отечественной послевоенной педагогики организационно-педагогический подход. Их сопоставление приведено в таблице 1.

Таблица 1 Ведущие научные подходы к изучению проблематики профильного обучения (ПО) в 2000-х гг. и их основные признаки

Признаки

Дидактический подход

Организационно-педагогический подход

Значение ПО

Повышение качества образования

Повышение качества, доступности и эффективности образования

Масштаб эффектов ПО

Внутрисистемные эффекты (относительно системы образования)

Общесоциальные эффекты

Основные объекты изучения

Содержание образования в условиях ПО; методика преподавания

Организационно-педагогические условия введения ПО; технология организации ПО

Масштаб среды ПО

Школа; реже комплекс "школа – вуз"

Образовательная сеть; образовательная среда

Формы реализации ПО

Профильно-дифференцированные классы в условиях классно-урочной системы

Индивидуальный учебный план; индивидуальная образовательная траектория; дистантное обучение

Пример типичной исследовательской гипотезы

"Если содержательно-деятельностный аспект профильных предметов спроектировать на основе профильной компетентности в соответствии с целями и задачами модернизации образования III ступени и подобрать адекватные этому способы организации деятельности, то можно ожидать повышения у учащихся уровня личностно-смыслового отношения к профильным предметам, владения школьниками метазнаниями, сформированности способов познания и оценочной деятельности, что положительно скажется на самоопределении личности старшеклассника"

"Профильное обучение обеспечит учащимся эффективное самоопределение, необходимую социальную защиту на основе личностно-ориентированного учебного процесса, если: будет разработана модель профильного обучения, раскрывающая соотношение теоретического и практического обучения, базовой, инвариантной и вариативной составляющих учебного плана; будет разработано содержание учебного материала, учитывающее специфику профильного обучения; будут выявлены связи общеобразовательной школы и профессиональных учебных заведений различного уровня, способствующие повышению эффективности разработки учебного плана и его методического обеспечения"

Становление нового (организационно-педагогического) подхода осложнялось отсутствием прецедентов практики, когда принципиальное видение моделей профильного обучения существенно опережало наличие условий для их экспериментальной апробации. Это хорошо заметно на примере работы, выполненной А.А. Чернышевым, как характерный пример организационно-педагогического подхода к изучению проблематики профильного обучения. Так, исследователь говорит о необходимости связи общеобразовательной школы и профессиональных учебных заведений различного уровня, а затем обозначает в качестве требования к педагогу профильного обучения "владение формами и методами вузовского преподавания" (курсив мой. – Авт. дис.); говорит о необходимости иной (относительно второй ступени) организации учебной деятельности учащихся в системе профильного обучения, и в то же время, будучи ограничен рамками профильного класса, не распространяет этот вывод на необходимость иной организации учебного процесса. Однако, несмотря на подобную двойственность, заметно стремление исследователей существенно расширить традиционные рамки рассмотрения феномена "профильное обучение", что в конечном счёте, стало ведущим фактором, определившим появление в 2002 г. "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" именно как концепции организационно-педагогической.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Социальная роль семьи
В ряду других институтов социальной среды семья занимает наиболее важное место в деле определения поведения человека и исторических судеб народа. Во всяком случае, значение семьи в этом отношении ничуть не менее, а скорее даже более важно, чем значение школы, церкви и государства порознь взятых. Ин ...

Обучение иностранному языку и воспитание личности
Воспитание любви к труду, уважения к лю­дям труда, овладение трудовыми навыками является одним из главных компонентен ком­мунистического воспитания подрастающего по­коления в нашем обществе. В школе оно должно осуществляться при обучении всем учебным предметам, если труд рассматривать как работу, з ...

Особенности подросткового возраста
Поскольку переход в среднюю школу сопровождается началом подросткового возраста, а именно подросткового кризиса, то, для того чтобы подготовить ребенка к средней школе, необходимо рассмотреть особенности развития в подростковом возрасте, и выделить те трудности, которые возникают у ребенка в этом в ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru