Таким образом, на протяжении рассматриваемого короткого этапа (2000/2004 гг.) происходит чрезвычайно важный процесс: помимо традиционного дидактического подхода к разработке проблем профильного обучения начинает формироваться принципиально новый, не характерный для отечественной послевоенной педагогики организационно-педагогический подход. Их сопоставление приведено в таблице 1.
Таблица 1 Ведущие научные подходы к изучению проблематики профильного обучения (ПО) в 2000-х гг. и их основные признаки
Признаки |
Дидактический подход |
Организационно-педагогический подход |
Значение ПО |
Повышение качества образования |
Повышение качества, доступности и эффективности образования |
Масштаб эффектов ПО |
Внутрисистемные эффекты (относительно системы образования) |
Общесоциальные эффекты |
Основные объекты изучения |
Содержание образования в условиях ПО; методика преподавания |
Организационно-педагогические условия введения ПО; технология организации ПО |
Масштаб среды ПО |
Школа; реже комплекс "школа – вуз" |
Образовательная сеть; образовательная среда |
Формы реализации ПО |
Профильно-дифференцированные классы в условиях классно-урочной системы |
Индивидуальный учебный план; индивидуальная образовательная траектория; дистантное обучение |
Пример типичной исследовательской гипотезы |
"Если содержательно-деятельностный аспект профильных предметов спроектировать на основе профильной компетентности в соответствии с целями и задачами модернизации образования III ступени и подобрать адекватные этому способы организации деятельности, то можно ожидать повышения у учащихся уровня личностно-смыслового отношения к профильным предметам, владения школьниками метазнаниями, сформированности способов познания и оценочной деятельности, что положительно скажется на самоопределении личности старшеклассника" |
"Профильное обучение обеспечит учащимся эффективное самоопределение, необходимую социальную защиту на основе личностно-ориентированного учебного процесса, если: будет разработана модель профильного обучения, раскрывающая соотношение теоретического и практического обучения, базовой, инвариантной и вариативной составляющих учебного плана; будет разработано содержание учебного материала, учитывающее специфику профильного обучения; будут выявлены связи общеобразовательной школы и профессиональных учебных заведений различного уровня, способствующие повышению эффективности разработки учебного плана и его методического обеспечения" |
Становление нового (организационно-педагогического) подхода осложнялось отсутствием прецедентов практики, когда принципиальное видение моделей профильного обучения существенно опережало наличие условий для их экспериментальной апробации. Это хорошо заметно на примере работы, выполненной А.А. Чернышевым, как характерный пример организационно-педагогического подхода к изучению проблематики профильного обучения. Так, исследователь говорит о необходимости связи общеобразовательной школы и профессиональных учебных заведений различного уровня, а затем обозначает в качестве требования к педагогу профильного обучения "владение формами и методами вузовского преподавания" (курсив мой. – Авт. дис.); говорит о необходимости иной (относительно второй ступени) организации учебной деятельности учащихся в системе профильного обучения, и в то же время, будучи ограничен рамками профильного класса, не распространяет этот вывод на необходимость иной организации учебного процесса. Однако, несмотря на подобную двойственность, заметно стремление исследователей существенно расширить традиционные рамки рассмотрения феномена "профильное обучение", что в конечном счёте, стало ведущим фактором, определившим появление в 2002 г. "Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования" именно как концепции организационно-педагогической.
Полезная информация:
Отработка методики реализации технологии командно-игровой деятельности
Игровое занятие проводилось в группе студентов II-го курса Харьковского автотранспортного техникума специальности 5.090240: Обслуживание и ремонт автомобилей и двигателей. Перед проведением занятия в группе Т-24 был проведен социометрический тест с целью получения информации, на основании которой п ...
Задачи воспитания звуковой культуры речи
Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей. Можно выделить сле ...
Формирование личностного отношения учащихся к
знаниям при обучении иностранному языку
Человек всегда говорит с определенной целью: убедить в чем-то, изменить что-то, побудить к чему-то. Для этого самому говорящей/ надо быть убежденным в своих взглядах, иметь собственное мнение. Следовательно, в самой природе речевого общения содержится аспект личностного отношения, формой которого ...