-Какой характер этой темы?
-Ребята, каким картинам русских художников-пейзажистов будет созвучна интонация вступления? Спокойным, безмятежным или предгрозовым, напряжённым, тревожным?
(Показываю ряд репродукций).
-Посмотрите на мелодический рисунок главной темы. (На доске мелодический рисунок главной темы).
Есть ли в нём скачки? Как располагаются звуки – далеко друг от друга или рядом?
-Какие длительности преобладают?
-О чём всё это говорит?
(О плавности, певучести, песенности голосоведения).
-Попробуем спеть мелодию главной темы.
(Напоминаю о певческой посадке).
Показываю по фразам. Сначала поём закрытым ртом. Затем вокализом.
-Ребята, а кто обратил внимание на вступление?
(Играю на фортепиано вступление).
-Эта интонация изобразительная или выразительная?
-Что она выражает? Какое состояние?
(Напряжение, момент разрастания, приближения, накопление внутренней энергии, силы).
-Ребята, а что изображает интонация вступления?
-Правильно, колокольный звон. Колокола всегда были символом России. Колокольный звон – это и радостное, праздничное начало. Набатный колокол – весть о каком-то несчастье, приближающемся испытании.
-Какое здесь состояние передает интонация вступления?
Удары набатного колокола во вступлении – ощущение приближающихся испытаний, тревоги, взволнованности, напряженности…
Замечательный русский композитор и пианист рубежа XIX-XX столетий Николай Метнер писал: «Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия».
- Откуда такое состояние напряженности?
На этот вопрос отвечает время, в которое был написан этот концерт.
Второй концерт для фортепиано с оркестром написан в 1901 году, на пороге наступающего столетия, накануне революции 1905 года, Первой мировой войны, революции 1917 года. Рахманинов не писал музыки, сюжетно связанной с революцией. Но как любой человек искусства, он не мог не отразить в своей музыке ту обстановку, атмосферу, которые царили в ту пору в российском обществе. В музыке концерта люди услышали биение беспокойного сердца своего современника, живущего заботами и помыслами о судьбе России, предчувствием бурных перемен, радостного возбуждения, весеннего возрождения страны, того, что услышали в строках Блока:
«О, весна без конца и без краю-
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном Щита!»
Поэтому тему вступления можно сравнить с колоколом Надежды и Весны.
Повторное слушание 1 части (запись).
В 1917 году Рахманинов, не найдя себе места в послереволюционной России, навсегда покидает её. Творческое молчание продолжалось десять лет!
Под окном своего дома в Беверли-Хилз, в Америке, он посадил берёзку – частичку своей земли.
Всю оставшуюся жизнь, которую Рахманинов провёл за границей, он страшно тосковал по своей Родине, которую любил всей душой, всем сердцем.
Темой ностальгии, тоски по Родине проникнуты и песни, которые мы знаем.
Исполнение песни «Сторона моя» музыка И. Космачева, слова Л. Дербенева.
Рахманинов - один из крупнейших музыкантов рубежа XIX-XX вв. Его искусство отличает жизненная правдивость, демократическая направленность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Рахманинов следовал лучшим традициям музыкальной классики, прежде всего русской. Обострённо-лирическое ощущение эпохи грандиозных социальных потрясений связано у Рахманинова с воплощением образов родины. Рахманинов был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихоупоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность.
Полезная информация:
Обследование грамматического строя речи
Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения. Установление сформированности грамматического строя речи ...
Реализация курса информатики в средней школе
Исходя из опыта работы наиболее оптимальной структурой базового курса предмета “Основы информатики и вычислительной техники” представляется его построение из трех крупных равноправных тематических блоков: общетеоретического, блока системных и прикладных программ и блока основ программирования. Тако ...
Определение уровней общих и специальных трудовых умений детей средней
группы дошкольного учебного заведения
В соответствии с поставленной целью и задачами исследования был проведен констатирующий этап эксперимента. Цель: определить уровень общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста. Задачи констатирующего этапа эксперимента: определить состояние решения проблемы формирования ...