Растущее с каждым годом число методов теоретического исследования художественных произведений представляет серьезную проблему для гуманитарного образования. Дело в том, что привлекаемые нередко формально в учебном процессе и отмеченные чертами специализации теоретические подходы к художественным произведениям утрачивают связь с непосредственным мировосприятием учащихся.
Для художественного образования, однако, важна в первую очередь не теоретическая и не фактическая (количественная), а содержательная (качественная) сторона - тот душевный опыт, который оно дает, и те духовные, творческие способности, которые позволяют человеку претворять противоречивый жизненный опыт в едином мировоззрении, определяя как его самостоятельность, так и внутреннюю потребность в познавательной деятельности. Очевидно, методы педагогической работы, позволяющие не механически, а творчески соотносить и обобщать различные факты, точки зрения, теоретические подходы и сами художественные произведения, должны оказаться в центре внимания преподавателей художественных дисциплин. Без ориентации на эти методы работы, на духовные, а не прикладные, способности и целостный характер их развития представляется невозможным повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в этой области.
Естественно, разнообразие научно-теоретических исследований и точек зрения особенно заметно при обращении к таким художественным явлениям, как творчество С. В. Рахманинова. Конференция, прошедшая в 1993 году в Московской консерватории и посвященная 120-летию со дня рождения композитора, продемонстрировала исключительную широту подходов (мифологических, религиозно-философских, жанрово-стилевых, психолого-биографических и др.) к его поэтике. В свете этих многосторонних исследований произведения С. В. Рахманинова обнаружили черты, кажется, всех возможных музыкальных стилей от барочной полифонии и древнерусской церковно-певческой традиции до неоклассицизма, джаза и сонорики XX века. Вместе с тем, своеобразие поэтики композитора, сочетающей философскую сложность и силу непосредственного художественного воздействия, побудило исследователей искать такие формы раскрытия музыкального содержания, которые позволили бы сблизить «жизненную» и специфическую музыкально-теоретическую его стороны. Иначе говоря, ряд работ, представленных на конференции (В. И. Брянцевой, Е. Вартановой, А. И. Кандинского, А. Кандинского-Рыбникова, Е. В. Назайкинского, Л. Синявской), дал примеры художественно-философской интерпретации произведений С. В. Рахманинова, объединившей на основе архетипических, мифопоэтических, символических образов научные методы анализа и художественные формы обобщения его результатов, то есть раскрывшей «эмоционально-философскую» природу музыки С. В. Рахманинова в единстве аналитических, «прозаических» и художественных, «поэтических» (А. А. Потебня) представлений.
Практическая потребность в методике, на основе которой педагог-музыкант мог бы не только раскрывать музыкальное произведение как культурно-историческое явление, как «систему исторических грамматик» (В. В. Медушевский), но и интерпретировать его, ориентируясь на апперцептивную установку учащихся (в контексте их общего художественного, жизненного и душевного опыта), и определила актуальность проблемы исследования.
Эта проблема определила и цель настоящей работы - разработку теории и методики словесной педагогической интерпретации музыкальных произведений на конкретном материале, каким в исследовании стали произведения С. В. Рахманинова и их художественно-философское отражение в критической литературе.
Объектом исследования стала педагогическая интерпретация музыкальной образности в процессе обучения музыке.
Его предметом явилась словесная (вербальная) интерпретация музыкальных образов как метод педагогической работы (на материале произведений С. В. Рахманинова - симфонических, фортепианных и вокальных).
Гипотеза исследования основывается на следующих положениях:
Педагогическая интерпретация музыкальных произведений, раскрывающая их содержание в контексте общего художественного и жизненного опыта учащихся поэтическими средствами словесного языка, будет способствовать формированию длительного и настойчивого интереса учащихся к этим произведениям, мотивирующего творческую работу по их исполнительскому (техническому) и теоретическому (культурно-историческому) освоению.
Символический образ, наделенный полисемией (художественной целостно-противоречивой многозначностью, охватывающей не только схожие, но и формально противоположные точки зрения), может лечь в основу методики словесной педагогической интерпретации музыкальных произведений.
Символическая интерпретация предполагает многостороннее рассмотрение музыкального образа (выявляющее взаимодействие в нем различных элементов музыкального языка, соотносящее его различные поэтические характеристики и т.д.), а также привлечение общехудожественной, символической аналогии, в той же мере выражающей единство его противоположных, полярных начал («смысловой контраст»).
Такая педагогическая интерпретация музыкальных образов будет способствовать:
а) формированию потребности учащихся в познавательной и творческой деятельности в сфере музыкальной и общей художественной культуры;
б) развитию внутреннего, «психологического» интереса к музыкальным произведениям, определяющего качество приобретаемых в ходе их освоения специальных знаний, умений и навыков;
в) творческому освоению наблюдений и результатов музыкального анализа (опыта и традиций критической рецепции);
г) выявлению конкретных способов технического, исполнительского воплощения поэтического, художественного содержания музыкальных произведений;
д) гармоничному развитию творческих и исполнительских способностей, а соответственно, в целом - повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в сфере музыкального образования.
Специальное развитие навыков словесной интерпретации музыкальных произведений у студентов музыкально-педагогических вузов существенно повысит уровень их профессиональной подготовки. Данная гипотеза определила направление и наметила ряд основных задач исследования:
- совершенствование педагогических приемов раскрытия содержания музыкальных произведений в процессе обучения музыке;
- анализ методов раскрытия содержания музыкальных произведений, бытующих в практике современного музыкального образования;
- изучение воздействия общехудожественных (временных, пространственных, архетипических, психологических) представлений на музыкально-слуховые представления учащихся;
- проведение сравнительно-сопоставительного анализа словесных характеристик музыкальных образов в произведениях С. В. Рахманинова с целью выявления общего для них принципа поэтического обобщения;
- определение критериев адекватности и оценки профессионально-педагогических навыков словесной интерпретации музыкальных произведений; теоретическое обоснование и экспериментальную проверку методики педагогической (символической) интерпретации музыкальных образов на материале произведений С. В. Рахманинова.
Методологической основой послужили теоретические и методические подходы к профессиональной подготовке педагога (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин), работы, посвященные развитию творческих способностей учащихся с позиций теории развивающего обучения (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, Г. М. Цыпин), роли психоэмоционального переживания в художественном развитии личности (Е. П. Крупник, А. Н. Малюков, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников), исследования в области психологии (представление об объединяющем символе и теория архетипов К. Г. Юнга, теория функциональной системы - П. К. Анохин, Л. С. Выготский, психология общения, восприятия и понимания - А. А. Леонтьев, Л. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), психологии музыкального восприятия (В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов, А. В. Торопова), культурологии (Мирна Элиаде), философии (представление о «живом» диалектическом единстве Г. В. Ф. Гегеля).
Методами исследования стали:
- теоретический анализ психолого-педагогической и музыковедческой литературы по исследуемой проблеме;
- сравнительно-аналитический обзор словесно-поэтических характеристик музыкальных образов в произведениях С. В. Рахманинова, зафиксированных в научно-педагогической и мемуарной литературе, изучение нотного материала и художественно-психологический анализ произведений С. В. Рахманинова, использующий метод переинтонирования (Б. В. Асафьев, Е. Е. Соболева, Л. Д. Савченкова);
- анализ и обобщение личного педагогического опыта автора исследования и практики обсуждения художественного содержания музыкальных произведений в исполнительских классах и на музыкально-теоретических дисциплинах;
- методы эмпирического уровня (педагогическое наблюдение, собеседование, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперимент).
Полезная информация:
Анализ культурно-досуговой деятельности КрасГУ
Культурно-досуговая деятельность в КрасГУ представлена многомерной общеуниверситетской организацией – студенческим клубом с разнообразными коллективами, которые носят систематический характер и рядом циклических мероприятий проводимых студенческими организациями на факультетах. Как правило, студенч ...
Принципы, формы и методы и специфические особенности социально - педагогической
работы в учреждениях начального профессионального образования
Принципами социально-педагогической работы с данной группой клиентов являются: целеустремленность, систематичность (процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию цели); оптимистичность (наилучший вариант организации жизнедеятельности); диалогичность (учет мнения вс ...
Воспитание звуковой культуры
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения. Воспитание звуковой культуры предполагает: формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие р ...