Растущее с каждым годом число методов теоретического исследования художественных произведений представляет серьезную проблему для гуманитарного образования. Дело в том, что привлекаемые нередко формально в учебном процессе и отмеченные чертами специализации теоретические подходы к художественным произведениям утрачивают связь с непосредственным мировосприятием учащихся.
Для художественного образования, однако, важна в первую очередь не теоретическая и не фактическая (количественная), а содержательная (качественная) сторона - тот душевный опыт, который оно дает, и те духовные, творческие способности, которые позволяют человеку претворять противоречивый жизненный опыт в едином мировоззрении, определяя как его самостоятельность, так и внутреннюю потребность в познавательной деятельности. Очевидно, методы педагогической работы, позволяющие не механически, а творчески соотносить и обобщать различные факты, точки зрения, теоретические подходы и сами художественные произведения, должны оказаться в центре внимания преподавателей художественных дисциплин. Без ориентации на эти методы работы, на духовные, а не прикладные, способности и целостный характер их развития представляется невозможным повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в этой области.
Естественно, разнообразие научно-теоретических исследований и точек зрения особенно заметно при обращении к таким художественным явлениям, как творчество С. В. Рахманинова. Конференция, прошедшая в 1993 году в Московской консерватории и посвященная 120-летию со дня рождения композитора, продемонстрировала исключительную широту подходов (мифологических, религиозно-философских, жанрово-стилевых, психолого-биографических и др.) к его поэтике. В свете этих многосторонних исследований произведения С. В. Рахманинова обнаружили черты, кажется, всех возможных музыкальных стилей от барочной полифонии и древнерусской церковно-певческой традиции до неоклассицизма, джаза и сонорики XX века. Вместе с тем, своеобразие поэтики композитора, сочетающей философскую сложность и силу непосредственного художественного воздействия, побудило исследователей искать такие формы раскрытия музыкального содержания, которые позволили бы сблизить «жизненную» и специфическую музыкально-теоретическую его стороны. Иначе говоря, ряд работ, представленных на конференции (В. И. Брянцевой, Е. Вартановой, А. И. Кандинского, А. Кандинского-Рыбникова, Е. В. Назайкинского, Л. Синявской), дал примеры художественно-философской интерпретации произведений С. В. Рахманинова, объединившей на основе архетипических, мифопоэтических, символических образов научные методы анализа и художественные формы обобщения его результатов, то есть раскрывшей «эмоционально-философскую» природу музыки С. В. Рахманинова в единстве аналитических, «прозаических» и художественных, «поэтических» (А. А. Потебня) представлений.
Практическая потребность в методике, на основе которой педагог-музыкант мог бы не только раскрывать музыкальное произведение как культурно-историческое явление, как «систему исторических грамматик» (В. В. Медушевский), но и интерпретировать его, ориентируясь на апперцептивную установку учащихся (в контексте их общего художественного, жизненного и душевного опыта), и определила актуальность проблемы исследования.
Эта проблема определила и цель настоящей работы - разработку теории и методики словесной педагогической интерпретации музыкальных произведений на конкретном материале, каким в исследовании стали произведения С. В. Рахманинова и их художественно-философское отражение в критической литературе.
Объектом исследования стала педагогическая интерпретация музыкальной образности в процессе обучения музыке.
Его предметом явилась словесная (вербальная) интерпретация музыкальных образов как метод педагогической работы (на материале произведений С. В. Рахманинова - симфонических, фортепианных и вокальных).
Гипотеза исследования основывается на следующих положениях:
Педагогическая интерпретация музыкальных произведений, раскрывающая их содержание в контексте общего художественного и жизненного опыта учащихся поэтическими средствами словесного языка, будет способствовать формированию длительного и настойчивого интереса учащихся к этим произведениям, мотивирующего творческую работу по их исполнительскому (техническому) и теоретическому (культурно-историческому) освоению.
Символический образ, наделенный полисемией (художественной целостно-противоречивой многозначностью, охватывающей не только схожие, но и формально противоположные точки зрения), может лечь в основу методики словесной педагогической интерпретации музыкальных произведений.
Символическая интерпретация предполагает многостороннее рассмотрение музыкального образа (выявляющее взаимодействие в нем различных элементов музыкального языка, соотносящее его различные поэтические характеристики и т.д.), а также привлечение общехудожественной, символической аналогии, в той же мере выражающей единство его противоположных, полярных начал («смысловой контраст»).
Такая педагогическая интерпретация музыкальных образов будет способствовать:
а) формированию потребности учащихся в познавательной и творческой деятельности в сфере музыкальной и общей художественной культуры;
б) развитию внутреннего, «психологического» интереса к музыкальным произведениям, определяющего качество приобретаемых в ходе их освоения специальных знаний, умений и навыков;
в) творческому освоению наблюдений и результатов музыкального анализа (опыта и традиций критической рецепции);
г) выявлению конкретных способов технического, исполнительского воплощения поэтического, художественного содержания музыкальных произведений;
д) гармоничному развитию творческих и исполнительских способностей, а соответственно, в целом - повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в сфере музыкального образования.
Специальное развитие навыков словесной интерпретации музыкальных произведений у студентов музыкально-педагогических вузов существенно повысит уровень их профессиональной подготовки. Данная гипотеза определила направление и наметила ряд основных задач исследования:
- совершенствование педагогических приемов раскрытия содержания музыкальных произведений в процессе обучения музыке;
- анализ методов раскрытия содержания музыкальных произведений, бытующих в практике современного музыкального образования;
- изучение воздействия общехудожественных (временных, пространственных, архетипических, психологических) представлений на музыкально-слуховые представления учащихся;
- проведение сравнительно-сопоставительного анализа словесных характеристик музыкальных образов в произведениях С. В. Рахманинова с целью выявления общего для них принципа поэтического обобщения;
- определение критериев адекватности и оценки профессионально-педагогических навыков словесной интерпретации музыкальных произведений; теоретическое обоснование и экспериментальную проверку методики педагогической (символической) интерпретации музыкальных образов на материале произведений С. В. Рахманинова.
Методологической основой послужили теоретические и методические подходы к профессиональной подготовке педагога (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин), работы, посвященные развитию творческих способностей учащихся с позиций теории развивающего обучения (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, Г. М. Цыпин), роли психоэмоционального переживания в художественном развитии личности (Е. П. Крупник, А. Н. Малюков, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников), исследования в области психологии (представление об объединяющем символе и теория архетипов К. Г. Юнга, теория функциональной системы - П. К. Анохин, Л. С. Выготский, психология общения, восприятия и понимания - А. А. Леонтьев, Л. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), психологии музыкального восприятия (В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов, А. В. Торопова), культурологии (Мирна Элиаде), философии (представление о «живом» диалектическом единстве Г. В. Ф. Гегеля).
Методами исследования стали:
- теоретический анализ психолого-педагогической и музыковедческой литературы по исследуемой проблеме;
- сравнительно-аналитический обзор словесно-поэтических характеристик музыкальных образов в произведениях С. В. Рахманинова, зафиксированных в научно-педагогической и мемуарной литературе, изучение нотного материала и художественно-психологический анализ произведений С. В. Рахманинова, использующий метод переинтонирования (Б. В. Асафьев, Е. Е. Соболева, Л. Д. Савченкова);
- анализ и обобщение личного педагогического опыта автора исследования и практики обсуждения художественного содержания музыкальных произведений в исполнительских классах и на музыкально-теоретических дисциплинах;
- методы эмпирического уровня (педагогическое наблюдение, собеседование, анкетирование, констатирующий и формирующий эксперимент).
Полезная информация:
Сущность и основные положения теории элементарного образования И.Г. Песталоцци
В последующие годы жизни, руководя «институтами» в Бургдорфе и Ивердоне, И.Г. Песталоцци идею об элементарном первоначальном обучении превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием «метод Песталоцци», под которым понималась система обучения детей, ориентированная на их вс ...
Виды профессионально ориентированных периодизаций
Мы рассмотрели несколько вариантов профессионально ориентированных периодизаций, разработанных учеными, занимавшихся данной проблемой. Е. А Климов предлагает следующую профессионально ориентированную периодизацию (таблица 1). Таблица 1 Название стадии возраст Основные виды деятельности оптация 12-1 ...
Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованн ...