На его прикроватной тумбочке стоит приёмник, который настроен на Радиоволну Москвы. Каждый час он слушает сообщения Информбюро и дрожащей рукой на карте красными флажками отмечает движение русских войск. Это единственное, что теперь связывает его с Родиной. Там, в России, второй год идёт Великая Отечественная война.
Вдруг через помехи радиоволн он услышал голос диктора: «Внимание! Говорит Москва! Начинаем трансляцию из Колонного Дома Союзов праздничного концерта, посвящённого 70-летию великого русского композитора…» (Звучит запись Концерта № 2 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова).
По лицу умирающего человека потекли слёзы. Там, в далёкой России, его помнят, его музыку знают и любят!
Двадцать шесть лет назад, в 1917 году, ему пришлось покинуть свою страну, но он, ни на минуту не забывал свою Родину, её народ, русскую песенность, русскую природу.
-Ребята, о каком композиторе идёт речь?
Конечно, это С. В. Рахманинов.
(Портрет композитора).
-С какими произведениями этого композитора мы уже знакомились на уроках музыки?
(«Вокализ», Третий Концерт для фортепиано с оркестром).
-Сегодня мы поговорим о Втором Концерте для фортепиано с оркестром, ставшим музыкальным шедевром мирового искусства. Это произведение называют гениальной поэмой о Родине!
Это произведение было написано в 1901 году и посвящено врачу Н. В. Далю. В период тяжёлого душевного кризиса, связанного с провалом Первой Симфонии, Даль вернул молодому человеку душевные силы, веру в талант. Посвящение стало благодарностью за помощь, доброе слово в критический момент жизни.
-Ребята, что такое концерт, как жанр музыки?
Да, это соревнование или разговор одного инструмента с оркестром.
Ребята, давайте с вами условимся: партия фортепиано – голос человека, голос самого композитора. Это может быть исповедь автора, его мысли и чувства, его любовь к своей Родине. Партия оркестра – окружающий мир, общество.
Откройте тетради. Запишите тему урока.
Разделите страничку на две части:
фортепиано |
оркестр |
человек |
окружающий мир, общество |
-Слушая фрагмент 1 части Второго Концерта дайте эмоциональную характеристику Человека и Мира.
Запись концерта, которую вы услышите, уникальна! Она сделана самим Рахманиновым, в котором талант композитора сочетался с великим талантом исполнителя – пианиста.
(Слушание фрагмента 1 части).
-Ребята, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями. (Ответы учащихся записываю на доске).
Теперь давайте, сравним наши характеристики. Они похожи? Они близки по значению?
Да, они почти одинаковы.
-Ребята, есть ли точки образного единения фортепиано и оркестра?
-Конечно, есть. Это любование, созерцание русской природой, умиротворённость, торжественная величавость.
-Есть ли в музыке противоречие, борьба между образами?
-Какие у них взаимоотношения?
(Человек и окружающий мир тесно связаны между собой).
Человек впитывает всё, что происходит вокруг него в обществе и в природе, и сам влияет на эти события.
Поэтому тема жизни Рахманинова слилась воедино с темой России.
Современник Рахманинова, Александр Блок (1880-1921), сказал об этом так: «В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим; чем более чуток поэт, тем неразрывнее ощущает он своё и не своё. И всё уже не моё, а наше. И с миром утвердилась связь».
-Ребята, как можно охарактеризовать главную тему 1 части?
(Звучит главная тема).
-К какой сфере музыки она относится – она танцевальная, маршевая или песенная?
Полезная информация:
Программа формирования основ здорового образа жизни
у старших дошкольников в ДОУ
Пояснительная записка Человек, его культура и деятельность в той мере, в какой они имеют ценность для человечества, полностью зависит от его здоровья. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложено в детстве. По статистике, в последние годы численность практически здоровых дош ...
Основные понятия о дидактических принципах
Процесс обучения – это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе ме ...
Психологическая служба в системе образования
В некоторых странах СНГ, Великобритании, Бельгии, Голландии, Югославии, Чехословакии, Франции практическая психология занимает главное место в системе образования. В Казахстане она только крепнет и нуждается четком определении приоритетных задач исследований. Многие негативные явления современной ш ...