Музыка Рахманинова, обладающая неистощимым мелодическим и подголосочно-полифоническим богатством, впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева. Одна из самобытных основ музыкального стиля Рахманинова - органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Национально-колоритная черта гармонического языка - многообразное претворение колокольных звучностей. Рахманинов развил достижения русского лирико-драматического и эпического симфонизма. Тема родины, центральная в зрелом творчестве Рахманинова, с наибольшей полнотой воплотилась в его крупных инструментальных произведениях, особенно во 2-м и 3-м фортепьянных концертах, преломившись в лирико-трагическом аспекте в поздних сочинениях композитора.
Имя Рахманинова как пианиста стоит в одном ряду с именами Ф. Листа и А. Г. Рубинштейна. Феноменальная техника, певучая глубина тона, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в игре Рахманинов высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Его виртуозное мастерство было безгранично по своим возможностям, но он никогда не выдвигал его на первый план, всецело подчиняя содержательному художественному замыслу. Исполнение Рахманинова захватывало, прежде всего, огромной выразительной силой. Чрезвычайной рельефностью отличалась его фразировка, каждая деталь оказывалась «весомой» и была наполнена яркой экспрессией. Этому способствовал особый «рахманиновский» ритм, властно приковывавший внимание слушателя подчеркнутой остротой и энергией. Критика отмечала в фортепианном исполнении Рахманинова черты «оркестральности», проявлявшейся в богатстве звуковых красок, исключительно гибкой, разнообразной тембровой нюансировке и в ясном выделении каждого отдельного голоса. При этом Рахманинов никогда не увлекался красочными деталями в ущерб целому. Его называли «идеальным исполнителем-стратегом». Строгая продуманность, цельность и законченность исполнительского замысла действовали убеждающе даже тогда, когда его интерпретация того или иного произведения расходилась с привычными трактовками и могла показаться в чем-то спорной. Изучение творчества Рахманинова в школе является неотъемлемой частью школьной программы по музыке. И это не случайно. Ведь нет, наверное, более самобытного, чувственного и столь изобразительного композитора, чем Сергей Васильевич. Музыка его делает нас чище, сподвигает на мысли о вечном, на чистые, фееричные эмоции… его музыка способна пробудить настоящий патриотизм в детях, чего нам так сейчас не хватает. Язык Рахманинова совсем не прост, поэтому главная задача учителя-помочь ребенку в ее восприятии, давать больше комментариев, связывая, в первую очередь, их с сильной, глубокой личностью композитора, его образом жизни, который был столь далек от желаемого…
Итак, одна сторона натуры Рахманинова была связана с открытостью, доброжелательностью и жизнерадостностью. Но существовала и вторая сторона, также отмечаемая многими его современниками. Рахманинов нередко впадал в мрачное состояние духа, когда весь мир, и прежде всего собственные неудачи в творчестве, воспринимались трагически.
Его творчество прекрасно. Оно делает прекраснее нас…
Полезная информация:
Психологические особенности начального этапа
обучения
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6 7 до 10 — 11 лет (I — IV классы школы). Границы этого возраста могут сужаться и расширяться также в зависимости от применяемых методов обучения: более совершенные методы обучения ускоряют развитие, а менее совершенные замедляют его. ...
Разработка и апробация серии занятий по формированию исследовательских
умений у младших школьников на уроках окружающего мира
В 3-ем классе проводился специальный цикл занятий, представленный в пункте 1.3., на которых учащиеся овладевали знаниями и представлениями по исследовательской деятельности, выполняли задания, направленные на формирование исследовательских умений (см. приложение 2). Проводя урок по окружающему миру ...
Содержание работы социального педагога в учреждениях начального
профессионального образования
Основные должностные обязанности социального педагога в учреждении НПО очерчены широким кругом проблем. Социальный педагог организует воспитательную работу группе, общежитии, на курсе, потоке, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к ок ...