На уроках музыки мы должны решать следующие развивающие задачи: развитие способностей (особенно музыкально-творческих), внимания, музыкального слуха, певческого голоса, памяти, воображения, мышления. Развитие творческих способностей – особенно острая проблема методики музыкального воспитания. А ведь подросток – это «ребенок, считающий себя взрослым», который стремится к самореализации всеми известными ему способами. И урок музыки должен дать ему такую возможность. А для этого необходимо развитое музыкальное мышление.
Психология рассматривает мышление как «процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. В процессе мышления отражаются существенные свойства предметов и явлений, их взаимосвязи, закономерности развития».
Говоря о музыкальном мышлении, мы подразумеваем процесс отражения существенных свойств музыкальных явлений, их взаимосвязи, закономерности развития. Перед нами также стоит задача развития самостоятельности мышления, выражающейся в умении использовать общественный опыт, но при этом сохранять независимость собственной мысли. Также в процессе работы с музыкальными произведениями крупной формы следует развивать критическое мышление как умение вскрывать причины возникновения каких-либо явлений с научной точки зрения. А для этого требуется глубина мысли (способность анализировать, сравнивать, находить существенное и делать из этого выводы), гибкость мысли (способность решать стандартные задачи новым способом или решать нестандартные задачи) и пытливость мысли (потребность в поиске лучшего решения).
Такие задачи решают следующие методы.
«Метод проблемного изложения материала» направлен на привлечение учащихся к самостоятельному поиску знаний. Проблемная ситуация, создаваемая учителем, должна вскрыть противоречие между имеющимися знаниями и новыми музыкальными явлениями, с которыми ученик должен познакомиться. Ю. Алиев выдвигает ряд тезисов, при опоре на которые метод работает наиболее успешно:
1. Опора на самостоятельность музыкального мышления и активность в поиске «ключевых» знаний о музыке в любом виде деятельности;
2. Проблемная ситуация должна включать три компонента:
- необходимость в новом музыкальном действии;
- неизвестное, которое должно быть открыто;
- возможность учащихся в выполнении;
3. Принятие проблемы большинством класса;
4. Любая проблема должна быть решена либо самими учащимися, либо «наталкиванием» учителя на пути ее решения;
5. Музыкальное восприятие не должно сводиться к «решению проблем» – это только метод познания, звучащей картины мира.
«Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства, – писал композитор, уже будучи в эмиграции, – связано с четырьмя нотами, вызванивающимися большими колоколами Новгородского Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня в город по праздничным дням. Звонари были артистами. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты, окруженные непрестанно меняющимся аккомпанементом. У меня с ними всегда ассоциировалась мысль о слезах». Эти слова помогают понять психологию музыкального творчества Рахманинова, особенность восприятия им окружающего мира.
На практике при изучении музыкальных произведений крупной формы возможны следующие ситуации:
1. Самостоятельный поиск формы, способной отразить борьбу, конфликт двух сил (дополнительные задания – почему только двух, в каком темпе может звучать такая музыка и т.п.);
2. Отличить исполнение профессионала и ученика при прослушивании двух воплощений музыкальных произведений крупной формы с подробными комментариями этих воплощений и т.д.
«Метод переинтонирования», предложенный М. Красильниковой, направлен на формирование музыкального мышления на интонационной основе. Суть предлагаемого метода заключается в планомерном раскрытии учащимся смысла музыки через интонацию в процессе ее изменений, развития. Рахманинов был выразителем романтических тенденций, во многом характерных для русского искусства конца ХIХ и начала ХХ века. Искусству Рахманинова свойственна эмоциональная приподнятость. Смысл музыки постигается учащимися через сравнение интонаций внутри образа, через соотношение интонаций разных частей одного произведения, через переосмысление произведения целиком в разных исполнительских трактовках, через изменение интонаций в рамках произведений другого стиля, жанра, драматургии. Ключевым моментом в этом методе является такое изучение произведения и его тем, при котором достигается вычленение характерных для композитора «тон-ячеек», «зерна-интонации», излюбленных «речений». Такие вычленения решают одновременно две задачи:
Полезная информация:
Особенности звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими
расстройствами
Нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической ...
Народные песни, их виды
Частушка - жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая (обычно 4-строчная) песенка быстрого темпа исполнения. В самостоятельный жанр оформилась в последней трети 19 века; генетически связана с традиционными (преимущественно частыми) песнями. Широчайшее распространение получил ...
Применение принципа наглядности
Напомню, что один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат строго зафиксированные научные закономерности: органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 р ...