Сравнительный анализ особенностей фонематического восприятия у дошкольников с ОНР и с нормальной речью, проведенный в III главе исследования, показал, что у детей с ОНР недостаточно сформирована фонематическая система. Наиболее трудными для них оказались задания на фонематический синтез и фонематические представления. Также у дошкольников с ОНР наблюдаются нарушения звукопроизношения.
Таким образом, основываясь на анализе исследования, были определены направления коррекционной работы.
Коррекционный процесс по формированию фонематической системы строится с учетом общедидактических и специфических принципов обучения:
– учет закономерностей онтогенеза;
– учет ведущей деятельности;
– учет индивидуальных особенностей ребенка;
– воздействие на микросоциальное окружение.
Основополагающим принципом является положение о том, что формирование речи осуществляется в определенной последовательности – от конкретных значений к более абстрактным путем решения речемыслительных задач. На начальных этапах коррекции большое значение придается принципу взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Преодоление общего недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой. Успешность ее разработки тесно связана с вопросом дифференциального диагноза данной формы речевой патологии. Знание логопедом основ медикаментозного лечения общего недоразвития речи, несомненно, будет способствовать повышению эффективности логопедической работы. При этом логопеду ни в коем случае не следует стремиться к постановке клинического диагноза и тем более к даче рекомендаций по лечению; его задачей является квалифицированная педагогическая диагностика уровня речевого развития и разработка содержания и методов поэтапного логопедического воздействия.
Для учителя-логопеда важным является изучение условий воспитания ребенка в семье. Хорошо изучить анамнез. Если ребенок посещает детское дошкольное учреждение, провести беседу с воспитателями. Направить работу логопеду на основе существующих методик как Волковой Г.А., Лопатиной Л.В., Филичевой Т.Б., Серебряковой Н.В.
Наиболее трудными для дошкольников с ОНР оказываются задания на фонематический синтез и фонематические представления. Также наблюдаются нарушения звукопроизношения.
Осуществляя коррекционное обучение детей формированию фонематической системы, необходимо учитывать:
– современные представления о многоуровневой структуре процесса восприятия речи (Жинкин Н.И., Зимняя И.А.) – процесс восприятия речи включает такие уровни, как сенсорный, перцептивный, языковой, смысловой, Функционирование каждого последующего уровня основывается на результатах анализа речевого воздействия предыдущего уровня. При этом на более высоких уровнях осуществляется сжатое описание сообщения, но по более существенным признакам. В процессе восприятия речи можно выделить ступени собственно слухового восприятия (долингвистическое) и лингвистические ступени. Конечным звеном лингвистических ступеней является расшифровка смысла речевого сообщения;
– научные данные об этапах развития фонематических функций в онтогенезе – основываясь на закономерностях формирования фонематических функций в онтогенезе, работа по развитию фонематической системы, анализа и синтеза ведется в определенной последовательности
В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа. С этой целью используются сохранные звуки, при произношении которых дети чаще всего не испытывают артикуляционных затруднений. Занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова обязательно проводятся на звуках, правильно произносимых детьми. Затем в определенной последовательности включаются поставленные к этому времени звуки. На всех этапах обучения большое внимание уделяется дифференциации звуков. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации)
На основании уточенных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т.е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.
Полезная информация:
Теория и практика концентрированного обучения как педагогической технологии
На основании сущностных признаков, к которым относятся: а) увеличение количества изучаемой информации на единицу учебного времени; б) сокращение общего времени на изучение определенного объема учебной информации; в) увеличение общего числа методов и форм обучения (многообразие дидактической основы) ...
Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью основанной на определенном учении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы. Скаутизм как добровольное дви ...
Сущность естественного воспитания с точки зрения Ж.-Ж. Руссо
Свои взгляды на психическую природу ребёнка Руссо изложил в известном произведении «Эмиль или О воспитании». Интересно то, что считавшийся в XVIII – XIX вв. одним из наиболее значительных теоретиков воспитания Руссо детей не любил и никогда не занимался воспитанием даже собственных отпрысков, предп ...