При выявлении особенностей фонематического восприятия можно предположить, что у детей с общим недоразвитием речи будет нарушена или недостаточно сформирована слухо-произносительная дифференциация звуков речи.
Для оценки слухо-произносительной дифференциации звуков речи детям были предложены следующие задания:
Повторение слогов с оппозиционными звуками.
6) сочетания из двух слогов;
7) сочетания из трех слогов;
Оценка дифференциации звуков по противопоставлению.
8) звонкость-глухость.
9) твердость-мягкость.
10) шипящие – свистящие.
11) звуки р – л – й.
Дети экспериментальной группы выполняли задание с удовольствием, старались быть внимательными. Наиболее легким было задание на повторение слогов с оппозиционными звуками в сочетании из двух слогов. Два ребенка набрали максимальный балл. Только один ребенок при повторении допустил ошибку. Средний балл выполнения 6-ого задания -27,3. Дети контрольной группы выполнили 6-ое задание с максимальным средним баллом -30. Успешность выполнения задания детьми экспериментальной группы 91%, контрольной-100%.
Задание на повторение слогов в сочетании из трех слогов оказалось для детей труднее. Дети контрольной группы справились с заданием значительно лучше. Средний балл выполнения в экспериментальной группе -20,9, в контрольной группе -28,9. Успешность выполнения задания экспериментальной группы 69%, контрольной группы - 96%. Три ребенка из контрольной группы набрали максимальный балл, семь детей выполнили задание правильно сразу и только в одном – трех сочетаниях затруднялись в повторении после первого воспроизведения. В экспериментальной группе никто не набрал максимальный балл. Один ребенок выполнил задание после второго воспроизведения в двух направлениях. Чаще всего встречались ошибки при повторении сочетаний:
са-ша-са (3 чел.), жа-за-жа (5 чел.), ча-ша-ча (2 чел.).
В задании на дифференциацию звуков по звонкости-глухости дети контрольной группы набрали средний балл -18 (максимальный). Дети экспериментальной группы выполнили задание со средним баллом -15. Успешность выполнения задания на дифференциацию звуков по звонкости – глухости детьми контрольной группы – 100%, а экспериментальной -83%. При выполнении задания на дифференциацию звуков по звонкости – глухости один ребёнок допустил ошибку в словах «дрова – дрофа», так как познакомился с названием птицы во время выполнения задания. Все дети затруднялись в дифференциации после первого предъявления. Наиболее трудным для детей этой группы оказались слова «гора – кора», «дрова – дрофа».
В задании на дифференциацию звуков по твердости-мягкости максимальный балл выполнения -12. В экспериментальной группе средний балл выполнения -10,5, в контрольной группе – 11,9. В этом задании два ребёнка экспериментальной группы набрали максимальный балл. Ошибок не допустил никто. Затруднялись в дифференциации после первого повторения в словах «круг – крюк», «мел – мель» (8 чел.). Успешность выполнения задания на дифференциацию звуков по твёрдости – мягкости детьми контрольной группы - 99%, экспериментальной - 87%.
При выполнении задания на дифференциацию шипящих – свистящих звуков в экспериментальной группе получен средний балл -10,2, в контрольной группе -12 (максимальный). Дифференцируя свистящие – шипящие звуки, ошибок у детей экспериментальной группы не выявлено. Испытывали трудности дифференциации после первого повторения девять детей. Во время выполнения задания некоторым детям было трудно сосредоточиться.). Успешность выполнения этого задания в экспериментальной группе 85%, в контрольной -100%.
Дифференцируя звуки р – л – й, дети экспериментальной группы справились с заданием со средним баллом – 12,1, дети контрольной группы выполнили – с максимальным средним баллом -15. В заданиях на дифференциацию звуков р – л – й все дети экспериментальной группы справились, но затруднялись в выборе после первого повторения. Наиболее трудным оказались слова «рожки – ложки» (7 чел.), «рак – лак» (6 чел.), «бар – бал» (9 чел.). Успешность выполнения этого задания детьми экспериментальной группы -80%, контрольной - 100%.
Полезная информация:
Методика
проведения урока по теме: «Железо. Физические и химические свойства»
Нами были разработаны методические указания с применением мультимедийного урока по теме: «Железо. Физические и химические свойства». По типу этот урок относился к уроку приобретения новых знаний. Были поставлены следующие цели: Образовательная: дать школьникам представления об элементе и простом ве ...
Социальная роль семьи
В ряду других институтов социальной среды семья занимает наиболее важное место в деле определения поведения человека и исторических судеб народа. Во всяком случае, значение семьи в этом отношении ничуть не менее, а скорее даже более важно, чем значение школы, церкви и государства порознь взятых. Ин ...
Особенности подготовки кадров для профильного обучения в системе
непрерывного педагогического образования
Кадровое обеспечение в системе образования представляет собой управление кадровыми ресурсами, нацеленное на повышение профессионализма педагогических работников и, в конечном счёте, – на повышение педагогической и социальной эффективности образования. Проблема кадрового обеспечения любой отрасли, л ...