В онтогенезе различение фонем происходит сравнительно медленно: еще на втором году жизни не различают слов бак, мак. Только со второй половины второго года начинается смысловая дифференциация слова, а с ней и смыслоразличительная функция звуков, т.е. выделение фонем. Соответственно с этим уточняется и артикуляция. От нее зависит качество произносимых звуков.
Уже в конце первого полугодия в лепете многих детей можно различать вполне ясные звуки а, б, п, м, г; затем постепенно к началу второго года появляются э, у, ы, о, и, т.е. все гласные, и согласные в, т, к, х, ль, с, ф. Большинство этих звуков формируется не сразу в правильном виде, а через промежуточные переходные звуки. Такими звуками являются соответствующие нормальным звукам смягчение (дь, ть, нь, сь, ць, рь, ль) или сходные по способу артикуляции (вместо р – л, вместо с – т и т.п.), вместо щелевых смычные (дип вместо жив). Постепенно через переходные звуки согласные дифференцируются, Например, с переходит в ш через стадии: с – сь – ш. При этом все переходные звуки некоторое время сосуществуют. У каждого ребенка имеются свои доминирующие звуки, которыми чаще всего заменяются другие звуки.
Выделение фонем (по данным Швачкина Н.Х.) проходит в процессе их фонематического противопоставления в следующей временной последовательности: сначала выделяется гласная а в отличие от прочих гласных; затем дифференцируются и – э. у – о, и – у, э – о, и – о, э – у.
Труднее всего усваиваются и – у, так как они образуются наибольшим сужением в ротовой полости; о – у сходны по артикуляции и плохо различаются друг от друга. Затем согласные звуки дифференцируются на сонорные и шумные. Причем для различия сонорных главную роль играет слух, шумных – артикуляция. Значительно позже, примерно через год, различается мягкость и твердость согласных. В дальнейшем из шумных прежде всего выделяются губные п, б, м, ф, в (здесь помогает зрение)
Они отличаются от язычных, при этом в первую очередь выделяются взрывные, как акустически более яркие, артикуляционно более легкие (п – т, б – д, п – к, б – г, п – ф, т – с, к – х). Далее различаются один от другого язычные переднего и заднего рядов (т – к, с – х).
По данным Швачкина Н.Х. в последующем развивается более трудная дифференциация глухих и звонких согласных, хотя неосознанно они употребляются ребенком и раньше. Это различие затрудняется одинаковостью артикуляции. В дальнейшем наступает период дифференциации шипящих и свистящих звуков и, наконец, различие л–й, р – й.
Во всех случаях лучше выделяется первый звук слова. Такой ход развития фонем наблюдается у большинства детей. Значительная часть из них скорее усваивает фонемы акустически, меньшая – артикуляционно т.е. не все звуки, различаемые по слуху, произносятся им. Так как развитие слуха ребенка опережает развитие его речевой моторики, то с конца второго года недостатки произношения преимущественно обусловливаются несовершенствами моторики.
У детей до двухлетнего возраста распространены замены звонких согласных глухими. Чаще всего наблюдается при взрывных (папа вместо баба, тети вместо дети и т.д.)
При синтезе слова решающую роль играет сила слогов, как звуковых раздражителей. Ребенок, подражая услышанному слову, улавливает и сам произносит вначале только первый или только ударный слог. Неударный же слог, особенно предударный, часто сильно искажается или совсем опускается (мидой – помидор, кляндаш – карандаш). Через некоторое время под влияние речи окружающих или обучения дети овладевают нормальным произношением слова. Так, слово молоко последовательно произносится: мокко, моколо, молоко.
Эти особенности произношения являются в иных случаях вследствие недостаточности дифференциации процесса торможения в области фонематического анализа; в других случаях из-за несовершенства двигательного анализатора.
В усвоении ребенком звуков речи чрезвычайно важным является осознание им фонематической значимости их. Между тем ребенок до 3 -4 лет с трудом отвлекается от предметного содержания слова, чтобы сосредоточить свое внимание на его звуковой форме. Вначале он усваивает фонемы практически, но постепенно год за годом спорадически начинает постигать форму слова сознательно. Хотя в 3 -4 года дети еще не вычленяют из слова отдельных звуков, но замечают неправильности звучания слов. «Я так не умею» (выговорить слово с данным звуком).
В последующем, хотя ребенок и различает слухом фонемы, но некоторое время в силу закрепившихся корковых связей часто заменяет их другими, ранее произносимыми. Так, он сравнительно долгое время воспринимает речь окружающих через свое «фонетическое сито», на основе укоренившихся неправильных звуковых раздражителей (образов). Этим же объясняется, что в новых малоупотребляемых словах звуки произносятся правильнее, чем в более старых.
Полезная информация:
Определение навыков чтения
Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на ...
Принцип воспитания и обучения в реальной деятельности, связанной с жизнью
«Реализация этого принципа требует такого построения воспитательного процесса, при котором вся жизнедеятельность детей ощущается ими как значительная, нужная людям, обществу и приносящая личное удовлетворение». В педагогическом процессе практика или предшествует изучению теоретических положений, ...
Характеристика детей с общим недоразвития речи
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклоне ...