Обследование звуковой стороны речи является важным звеном в общей системе изучения речевой деятельности и имеет два аспекта:
артикуляционный – предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи;
фонологический – выяснить, как ребенок различает систему речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях.
Целью исследования является изучение состояния фонематической системы у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1) изучить литературу по проблеме исследования;
2) отобрать методику исследования состояния фонематической системы у детей с общим недоразвитием речи;
3) выявить состояние фонематической системы у детей с общим недоразвитием речи;
4) разработать рекомендации по совершенствованию фонематической системы у детей с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач были подобраны следующие методы исследования:
– изучение и анализ амнестических данных и медико-педагогическую документации.
Приступая к обследованию необходимо изучить медико-педагогическую документацию, познакомиться с анамнезом ребенка. Анализ этих данных имеет важное практическое значение.
– Метод беседы.
Также на основе беседы с психологом были получены сведения о развитии высших психических функций каждого ребенка, остепени сформированности волевой регуляции поведения детей.
– Эксперимент
Эксперимент проводился в виде заданий. Ребенку предлагались серии заданий для оценки сформированности у него слухового внимания, навыков фонематического анализа и синтеза, представлений. Также с помощью специально подобранных заданий изучался характер произношения звуков у каждого ребенка.
– Анализ результатов эксперимента.
После проведения обследования анализируются полученные результаты. Оцениваются выполненные задания. Анализируются трудности, с которыми столкнулись дети при выполнении заданий.
Полезная информация:
Проблема оценки знаний в углубленных и коррекционных классах
Количество детей с отклонениями в развитии различной степени тяжести и генеза неуклонно растет. Обучение же в специализированных учреждениях часто приводит не к компенсации имеющегося дефекта, а к усугублению социальной дезадаптации ребенка. Причем многие дети, отнесенные к категории «неперспективн ...
Классификация ключевых компетентностей
Следует отметить, что деление на компетентности условно, поскольку в реальной деятельности одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно. Мы не сможем однозначно ответить на вопрос, что является залогом успешной коммуникации: правильно поставленная цель к ...
Игра как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств ...