Актуальность проблемы, обозначенной в названии статьи, обусловлена существенным возрастанием в современном российском обществе интереса к проведению грамотной, стратегически выстроенной социальной политики в области формирования системы воспитания. В настоящее время задача поддержки семьи выдвинута в разряд первостепенных, что позволяет надеяться на активизацию исследований в этой области.
Формирование активной семейной политики предполагает тщательное изучение таких вопросов, как повышение ценности семейного образа жизни, родительства, укрепление социальных норм семьи и брака. Это невозможно без достоверной информации о реализации семьей своей воспитательной функции.
Приходится признать, что в изменяющихся социальных условиях российской действительности эффективность выполнения семьей воспитательной функции снизилась. Растет удельный вес неполных семей, имеющих детей до 18 лет (23,3%), увеличиваются число разводов, количество детей, родившихся вне зарегистрированного брака (до 30%), возрастают масштабы социального сиротства и подростковых девиаций (в частности, безнадзорность несовершеннолетних, подростковая преступность, алкоголизм и наркомания). Доля несовершеннолетних правонарушителей составляет 12,4% от общей численности лиц, совершивших преступления (2004 г.). По данным опросов ВЦИОМ, 36% респондентов полагают, что к довольно распространенным явлениям следует отнести плохое воспитание детей, их заброшенность и беспризорность .
Получили распространение социально обусловленные заболевания подростков, которые приводят к хроническому нарушению здоровья и преждевременной смерти. С 1993 г. у детей регистрируются и устойчиво растут к 2004 г. алкоголизм (в 2,2 раза), токсикомания (в 3 раза), наркомания (в 20 раз), сифилис (в 65 раз). Среди школьников IX—XI классов 70% употребляют алкоголь, 11% формируют "группу риска", около 40% курят, 6—10% — хотя бы один раз пробовали наркотики. Число болезней, передающихся половым путем, у девочек до 14 лет за 1990—2002 гг. увеличилось в 87 раз, что объясняется ранним опытом половых отношений и вовлечением девочек в проституцию.
Лабораторией проблем семейной политики ГНИЙ семьи и воспитания ведутся научные исследования в области мониторинга воспитательного потенциала российской семьи, разработаны научно-методологические рекомендации для его проведения, сформирована программа и инструментарий социологических исследований в этой области. Осенью 2006 г. по заданию Московского правительства было проведено социологическое исследование "Московская семья 2006". Оно позволило оценить влияние социальных и демографических процессов, а также внутрисемейных отношений как детерминант воспитательного потенциала семьи и определить перспективы его развития. Результаты исследования могут послужить научным обоснованием приоритетных направлений и путей совершенствования государственной политики в отношении семьи и детей.
Прежде чем обратиться к анализу сущности воспитательного потенциала семьи, остановимся на подходах к определению понятий воспитание и воспитательная функция семьи. В контексте нашего исследования воспитание понимается в широком социальном смысле: оно включает в себя целостное воздействие общества на человека, т.е. отождествляется с социализацией.
Воспитание — процесс сознательного, целенаправленного и систематического формирования личности, осуществляемого в рамках и под воздействием социальных институтов (в частности, института семьи) в целях ее подготовки к выполнению социальных функций и ролей, к жизнедеятельности в различных сферах социальной практики (профессионально-трудовой, общественно-политической, культурной, семейно-бытовой и др.). При этом особенно важно, что формирование и развитие личности идет под воздействием всей совокупности объективных и субъективных факторов, с которыми индивид находится или находился в контакте. Под воспитательной функцией семьи понимается осуществление первичной социализации ребенка и воспитание детей в семье вплоть до достижения ими социальной зрелости. Учитывая тот факт, что в семье воспитываются и взрослые, и дети, необходимо признать наиболее важным ее влияние именно на подрастающее поколение.
Полезная информация:
Умственное развитие и воспитание школьников
Стратегия перестройки современного образования предусматривает изменение приоритета целей обучения: от ориентации на усвоение знаний, умений и навыков школа переходит к развивающему обучению. Сегодня школа должна создать все условия, обеспечивающие развитие личности школьника. Современность предъяв ...
Технологические принципы и средства выполнения художественной росписи ткани
в технике холодного батика
Приспособлениями и инструменты для росписи ткани способом холодного батика. В художественной росписи можно использовать различные ткани: из целлюлозных волокон, такие как хлопок, лен, вискозный шелк; различные виды натурального шелка; ацетатный шелк; ткани из полиэфирных волокон, такие как лавсан, ...
Методика формирования понятия «масса тела»
Первоначальное понятие о массе тел учащиеся получают в начале изучения предмета физика на основе опытов, в которых используются упругие шары, а также шары или тележки, соединенные пружинами. Здесь же вводится понятие о единице массы—килограмме как массе платиноиридиевого эталона. Учащиеся знакомятс ...