Мониторинг воспитательного потенциала семьи

Образование и воспитание » Мониторинг воспитательного потенциала семьи

Страница 5

Как уже отмечалось, серьезной проблемой выступает измерение воспитательного потенциала семей, так как здесь в качестве объектов измерения выступают субъективные ощущения человека, уровень его удовлетворенности различными аспектами воспитания в семье. В этом случае для регистрации различных субъективных составляющих воспитательного потенциала чаще всего используются так называемые номинальные или ранговые шкалы. Процедурно замеры таких объектов осуществляются путем приписывания некоторых оценочных баллов субъективным ощущениям человека, его настроениям, социальному самочувствию или некоторому упорядочиванию своих субъективных оценок в том или ином признаковом пространстве.

Сложной методологической проблемой является оценка результатов реализации воспитательного потенциала семьи. Мониторинг должен строиться на четких основаниях для измерения и сравнения. Таковыми становятся соответствия по какому-либо эталону-требованию, стандарту, закону; сравнительные данные для двух или нескольких сходных по характеристикам систем; временные динамические ряды, характеризующие развитие объекта мониторинга. В рамках проводимого исследования формируется методология ведения динамического мониторинга — отслеживания на основе ряда количественных и качественных показателей изменения на макроуровне воспитательного потенциала российских семей с течением времени. Моделирование идеальной, эталонной семьи как основания для мониторинга — сложная задача, являющаяся предметом отдельного исследования. Кроме того, вызывает сомнение возможность разработки одного стандарта в сфере семейного воспитания в мультикультурном обществе.

В качестве критерия выполнения воспитательной функции предлагается использовать наличие у детей и подростков адекватного поведения в различных сферах жизнедеятельности (содержащего внутренний механизм совершенствования) в соответствии с нормами морали, требованиями общества. С точки зрения возможности отслеживания результатов на основе четких критериев, нужно говорить о таких результатах воспитания, когда деятельность сформировавшейся личности не наносит вреда социальной системе.

Кроме того, возможно использование и такого субъективного критерия, как удовлетворенность родителей своими способностями, возможностями и результатом воспитания своих детей. Для его измерения может быть предложена пяти- или семибалльная система, каждый балл которой сопоставляется с субъективной оценкой индивидом того, в какой степени он удовлетворен педагогическими способностями. Для оценки системы воспитания в семьях предлагается применять такие критерии: время, уделяемое воспитанию детей, и его динамика; наличие и характер проблем, связанных с воспитанием детей; подработка детей и отношение к этому; характер и степень контроля за поведением детей; формы проведения досуга детей; представления о воспитании детей; значимость детей для родителей; требования, предъявляемые к детям; уровень педагогической культуры родителей; самооценка возможностей в воспитании детей и ее мотивы; оценка сложности воспитания детей; противоправное поведение детей и подростков; уходы детей и подростков из дома.

Успешность реализации программы мониторинга зависит от сочетания полноценной статистической информации и достоверных результатов социологического опроса семей. В этом случае мы получаем картину воспитательного потенциала семьи на макроуровне. В рамках исследования разработана анкета для проведения выборочного социологического опроса родителей в семьях с детьми.

Как уже было указано выше, представленная методология мониторинга воспитательного потенциала семьи была апробирована при проведении социологического исследования "Московская семья 2006", давшего интересные результаты. В целом, большинство респондентов тратят на воспитание детей меньше времени, чем им хотелось бы (или считают, что необходимо уделять времени больше), причем ярче выражена эта тенденция у родителей из неполных семей и у мужей из полных.

Важнейшими чертами, воспитание которых необходимо у детей, родители признали ответственность, трудолюбие, порядочность, здоровый образ жизни, умение строить взаимоотношения с людьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Роль внеклассной работы в развитии творческих способностей подростков
Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного ...

Изучение организационно-педагогических условий культурно-досуговой деятельности, способствующих проявлению и развитию социальной компетентности студента
В данной главе мы будем проверять выдвинутую нами гипотезу, а именно: организационно-педагогические условия культурно-досуговой деятельности в вузе, построенные по критериям развивающей среды влияют на проявление и развитие социальной компетентности студента. Исследование проводилось в 2003-2005 го ...

Великие педагоги о труде: Макаренко, Ушинский, Сухомлинский, Крупская
Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему. И Великий Ушинский, и А C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская. Некоторые из их высказываний я приведу в своей работе. "Труд - первое основное условие всей человеческой жизни и ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru