Социологическая информация представляет собой данные опросов семей. Только она может быть источником сведений о мотивации и поведении членов семей, каких-либо личностных их особенностях, оказывающих значительное влияние на воспитательный потенциал.
При разработке рекомендаций по проведению специального социологического исследования уделялось внимание необходимости сбора информации, характеризующей: состав семьи; социально-экономическое положение семьи и его оценку семьей, наличие материальных и/или жилищных проблем, отрицательно сказывающихся на воспитательном потенциале семьи; уровень образования родителей и желаемое образование для детей; оценку существующих сложностей в воспитании детей; требования, предъявляемые к детям; характер и степень контроля за поведением детей; самооценку членами семьи своих возможностей в воспитании детей; единство взглядов в семье на воспитание детей; уровень педагогической культуры родителей и иных членов семьи; удовлетворенность воспитанием детей; такие аспекты воспитательного процесса в семье, как воспитание трудолюбия, готовности к труду, подработка детей и отношение к этому родителей; развитие творческих способностей детей, сферы их интересов, взаимодействие семьи с другими институтами воспитания.
Важными данными, позволяющими охарактеризовать воспитательный потенциал семьи и подлежащими мониторинговому отслеживанию, выступают формирующаяся в семье система ценностей, в том числе ориентация на семейный образ жизни, совместное проведение досуга, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, соответствующие потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др., возможности "социального участия" семьи в делах общества и государства.
Из необходимости анализа социально-экономических факторов воспитательного потенциала семьи вытекает потребность при проведении мониторинга в следующей статистической информации: данных о доходах и расходах семей (в том числе о доле расходов на услуги социальной инфраструктуры, распределении семейных инвестиций в образование, расходах на питание и его структуре), обеспеченности предметами длительного пользования, занятости членов семьи, в том числе отдельно о занятости матери и отца, видах и объемах помощи и льгот. Помимо этого весьма важна и социологическая информация, получаемая на основе разработанного инструментария, об оценке семьей своего материального положения, обеспеченности жильем, товарами длительного пользования, возможности удовлетворения потребностей.
Значимую информацию о реализации воспитательного потенциала семьи дают данные о занятости и бюджете времени родителей. Родительское поколение, которое несет главную нагрузку по воспитанию детей в семье, поставлено в такие условия, когда люди вынуждены много работать, часто на двух, трех работах, чтобы прокормить детей и стариков. В таких условиях на воспитание ребенка не остается ни физических и моральных сил, ни времени.
Большое значение имеет исследование социальной инфраструктуры жизнедеятельности семьи, развитие которой является необходимым условием успешной реализации воспитательной функции. Статистическими показателями, характеризующими этот параметр, могут стать данные о состоянии и развитии:
- системы дошкольного воспитания;
- российской системы образования (общего начального, среднего и высшего профессионального образования);
- сферы культуры (включая показатели посещаемости учреждений культуры);
- сферы досуга, отдыха, физкультуры и спорта, учреждений оздоровления детей и подростков;
- системы социального обслуживания семей (центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, социальных приютов для детей и подростков и пр.).
Немаловажен анализ макроэкономических показателей, характеризующих развитие социальной инфраструктуры и, прежде всего, бюджетных расходов на образование, организацию досуга и отдыха и социальное обслуживание семей и детей, уровень и динамику цен на услуги перечисленных отраслей социальной инфраструктуры.
Полезная информация:
Особенности учебной деятельности
Учебная деятельность направлена на освоение других видов человеческой деятельности – практической, познавательной, ценностно-ориентировочной, эстетической и др., а также на овладение самой учебной деятельностью ("учись учиться"). Тот факт, что учебная деятельность направлена на овладение ...
Дидактические принципы
применения информационных технологий обучения в ВУЗЕ
Под дидактическими принципами понимаются исходные положения, лежащие в основе отбора содержания, организации и осуществления процесса обучения. Это те нормативные основы, которые базируются на известных закономерностях процесса обучения и отражают особенности организации процессов преподавания и уч ...
Система обучения иностранному языку на начальном
этапе в разные периоды
Важным временем в методике обучения иностранному языку сыграли пятидесятые года прошлого века. В эти годы реализуются основные положения постановления 1947 года «Об улучшении преподавания иностранных языков в средних школах», которым предусматривалось введение изучения иностранных языков с третьего ...