Мониторинг воспитательного потенциала семьи

Образование и воспитание » Мониторинг воспитательного потенциала семьи

Страница 4

Социологическая информация представляет собой данные опросов семей. Только она может быть источником сведений о мотивации и поведении членов семей, каких-либо личностных их особенностях, оказывающих значительное влияние на воспитательный потенциал.

При разработке рекомендаций по проведению специального социологического исследования уделялось внимание необходимости сбора информации, характеризующей: состав семьи; социально-экономическое положение семьи и его оценку семьей, наличие материальных и/или жилищных проблем, отрицательно сказывающихся на воспитательном потенциале семьи; уровень образования родителей и желаемое образование для детей; оценку существующих сложностей в воспитании детей; требования, предъявляемые к детям; характер и степень контроля за поведением детей; самооценку членами семьи своих возможностей в воспитании детей; единство взглядов в семье на воспитание детей; уровень педагогической культуры родителей и иных членов семьи; удовлетворенность воспитанием детей; такие аспекты воспитательного процесса в семье, как воспитание трудолюбия, готовности к труду, подработка детей и отношение к этому родителей; развитие творческих способностей детей, сферы их интересов, взаимодействие семьи с другими институтами воспитания.

Важными данными, позволяющими охарактеризовать воспитательный потенциал семьи и подлежащими мониторинговому отслеживанию, выступают формирующаяся в семье система ценностей, в том числе ориентация на семейный образ жизни, совместное проведение досуга, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, соответствующие потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др., возможности "социального участия" семьи в делах общества и государства.

Из необходимости анализа социально-экономических факторов воспитательного потенциала семьи вытекает потребность при проведении мониторинга в следующей статистической информации: данных о доходах и расходах семей (в том числе о доле расходов на услуги социальной инфраструктуры, распределении семейных инвестиций в образование, расходах на питание и его структуре), обеспеченности предметами длительного пользования, занятости членов семьи, в том числе отдельно о занятости матери и отца, видах и объемах помощи и льгот. Помимо этого весьма важна и социологическая информация, получаемая на основе разработанного инструментария, об оценке семьей своего материального положения, обеспеченности жильем, товарами длительного пользования, возможности удовлетворения потребностей.

Значимую информацию о реализации воспитательного потенциала семьи дают данные о занятости и бюджете времени родителей. Родительское поколение, которое несет главную нагрузку по воспитанию детей в семье, поставлено в такие условия, когда люди вынуждены много работать, часто на двух, трех работах, чтобы прокормить детей и стариков. В таких условиях на воспитание ребенка не остается ни физических и моральных сил, ни времени.

Большое значение имеет исследование социальной инфраструктуры жизнедеятельности семьи, развитие которой является необходимым условием успешной реализации воспитательной функции. Статистическими показателями, характеризующими этот параметр, могут стать данные о состоянии и развитии:

- системы дошкольного воспитания;

- российской системы образования (общего начального, среднего и высшего профессионального образования);

- сферы культуры (включая показатели посещаемости учреждений культуры);

- сферы досуга, отдыха, физкультуры и спорта, учреждений оздоровления детей и подростков;

- системы социального обслуживания семей (центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, социальных приютов для детей и подростков и пр.).

Немаловажен анализ макроэкономических показателей, характеризующих развитие социальной инфраструктуры и, прежде всего, бюджетных расходов на образование, организацию досуга и отдыха и социальное обслуживание семей и детей, уровень и динамику цен на услуги перечисленных отраслей социальной инфраструктуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

Характеристика учебного процесса
Учение – это активная деятельность школьников по усвоению знаний и способов их самостоятельного приобретения. Педагогом осуществляется управление учением, то есть формирование этой деятельности школьников. В отечественной психологии есть разные подходы к пониманию учения как деятельности. В работах ...

Характеристика здоровья, двигательных нарушений и физического развития детей с умственной отсталостью
Клинические наблюдения и практический опыт отечественных врачей и дефектологов показывают, что ученики школы VIII вида особенно нуждаются в повышении двигательной активности. психофизическая тренировка умственная отсталость Исправление нарушений моторики и расширение двигательных возможностей умств ...

Цель и задачи физического воспитания
Цель физического воспитания в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей, обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками, создать условия для разностороннего (ум ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru