Все игры можно разделить на две группы:
организованные (под руководством педагога, воспитателя, родителей и т.д.);
неорганизованные (стихийные игры на основе предшествующего опыта и своей фантазии).
Педагогическое руководство организованной игрой заключается в следующем:
подборе игр, исходя из их педагогической значимости, а также интересов и возможностей играющих;
проектировании цели и хода развития игры;
побуждении в участии игры;
обучение приёмам игры в соответствии с опытом играющих;
создание новых игровых ситуаций с целью развития игры;
стимулировании активности играющих, включении в игру новых ролей;
Наблюдении за играющими, оценке их интересов, способностей и уровней развития;
подведение итогов игры;
Процесс игровой деятельности включает определённые элементы или этапы (рисунок 2).
Процесс игровой деятельности
Рис.2. Процесс игровой деятельности.
Условия эффективности игры:
доступность игры. Нельзя включать в игру людей, если у них отсутствует минимум знаний и жизненного опыта для понимания возникающих в ходе игры проблем.
Добровольность включения в игру; распределений ролей с учётом желаний и индивидуальных особенностей личности.
Обеспечение свободного, творческого, демократического стиля общения и проведения игры;
поощрение игровой самодеятельности; постоянный контроль за нравственной атмосферой игры; создание в процессе игры нестандартных ситуаций; предоставление каждому участнику игры возможность выразить себя, проявить свои интересы и способности;
глубокое знание руководителем игры сферы, избранной для имитации; умение аргументированно строить свои доказательства, используя жизненные факты; стремление опосредованно руководить игрой, не применяя авторитарных приёмов и не разрушать игру не умелой корректировкой;
соответствие содержания игры достижениям и требованиям научно-технического прогресса.
На уроках информатики деловые игры могут выполнять различные функции. Так, деловые игры могут использоваться для решения следующих задач на уроках:
обучение и развитие учебной деятельности
управление мотивационным процессом
оценка результатов заданий
формирование или изменение культуры
формирование и сплочение команды
Рассмотрим более подробно каждую из вышеперечисленных сфер применения деловых игр.
Итак, обучение - это наиболее часто используемая функция деловых игр. Основные преимущества деловой игры как технологии обучения и развития учебной деятельности: деловая игра служит накоплению профессионального и личного опыта, близкого к реальному, и по существу заменяет опыт лабораторным, причем с помощью деловых игр это удается сделать несколько лучше, чем при других методах познания. Игра, во-первых, достаточно реально имитирует существующую действительность; во-вторых, создает динамичные организационные модели; в-третьих, более интенсивно побуждает к решению намеченных целей.
Деловые игры как технология управления мотивацией учеников позволяют выявить те стимулы и мотивы, которые оказывают влияние на эффективность учебной деятельности, их удовлетворенность трудом. Победа или проигрыш в игре также могут стать мотивирующим фактором в работе, толчком для дальнейшего профессионального и личностного развития.
Деловая игра может использоваться и для оценки результатов заданий. Она позволяет оценить такие компетенции как: профессиональные знания, умения и навыки учеников; умение работать в команде; способности и навыки планирования и организации; умение работать в стрессовой ситуации, в ситуации ограниченности ресурсов. Деловая игра позволяет выявить потенциал учеников, его личностные характеристики, обычное поведение в коллективе и т.п., т.е. заменяет собой методы анкетирования, психологического тестирования, составления личностного портрета, и другие методы оценки.
Полезная информация:
Организация внеклассной работы по русскому языку
В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различн ...
Подбор игрового материала
Подбор игрового материла для режиссерских игр – необходимое условие для их развития. Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и ...
Проблемы и тенденции развития учреждений для детей
и подростков
Кризис в экономической, политической и социальной жизни страны не мог ни отразиться на системе воспитания. Он поставил перед ней ряд немаловажных проблем, охарактеризовать которые мы и постараемся в этом параграфе. Конечно, основными социальными институтами, формирующими личность ребенка, являются ...