Идея урока.
Учащимся предлагается следующая ситуация деловой игры: "Вычислительный центр обслуживает работу пяти направлений и, соответственно, имеет пять отделов: машиностроения, железнодорожного транспорта, автотранспорта, туризма, агропрома. В каждом отделе работают начальник отдела, оператор, программист и математик-расчетчик. Каждый отдел решает свои задачи, важные для соответствующей области народного хозяйства, с использованием ЭВМ".
Организация урока.
Учебная группа разбивается на пять подгрупп (отделов) по четыре человека в каждой (начальник отдела, оператор, программист и математик-расчетчик). Два наиболее успевающих по информатике и математике ученика выступают в ролях главного инженера вычислительного центра и главного экономиста.
Работа главного инженера - наблюдает за работой операторов и программистов, дает оценку их работы, помогает тем, кто испытывает какие либо затруднения.
Работа главного экономиста - проверяет работу математиков-расчетчиков, заполнение экрана КТУ, участвует в подведении итогов работы отделов.
Работа начальника отдела - делает сообщение (реферат) о применении ЭВМ в соответствующей отрасли народного хозяйства; составляет отчет о работе отдела.
Определение работы программиста: "Чтобы любая машина могла решать задачи, ей нужны соответствующие программы. Люди, которые составляют эти программы, называются программистами. Программисты ДОЛЖНЫ знать язык машины. Они являются переводчиками с языка математики, физики, социологии и т.д. на язык той ИЛИ иной ЭВМ. В функции программиста входит и отладка программы, т.е. нахождение ошибок, если программа не выполняет то, что от нее ожидает пользователь".
Определение работы оператора: "Не садятся больше академики за пульт ЭВМ, даже программистам там делать нечего. Все, что нужно, сделает оператор. Включит машину, поставит магнитную ленту, поменяет диски, включит тесты - специальные программы, которые помогают ему узнавать, правильно ли работает машина, и будет вести программу".
Оснащение урока.
Каждой группе выделяется по два стола и выдаются конверт с задачей, конверт с дополнительными уравнениями, листок учета КТУ (коэффициента трудового участия, печатные материалы с библиотекой алгоритмов и справочная литература.
На доске вывешиваются плакаты с определениями работы оператора ЭВМ и программиста.
Организационный момент
Вступительная беседа
Значение ЭВМ в народном хозяйстве.
Знакомство с профессиями оператора ЭВМ и программиста.
Работа в отделах
Каждый отдел получает профильную задачу.
Задачи для отделов.
Отдел машиностроения.
Из двух вращающихся валов тот, который имеет меньший диаметр, делает в минуту на 400 оборотов больше другого вала и совершает один оборот на 0,2 с быстрее. Сколько оборотов делает каждый вал на минуту? (200 и 600 оборотов.)
Отдел железнодорожного транспорта.
Поезд должен был по расписанию пройти перегон в 450 км за определенное время. Однако, когда было пройдено 40% этого пути, он был задержан на 18 мин, и, чтобы прибыть на станцию назначения по расписанию, машинист увеличил скорость на 10 км/ч. с какой скоростью поезд должен был пройти перегон по расписанию? (90 КМ/Ч.)
Отдел автотранспорта.
Автобус проходит расстояние между городами М и Н по расписанию за 5 ч. Однажды, выйдя из М в Н, автобус был задержан на 10 мин в 56 км от М, и, чтобы прибыть в город по расписанию, он должен был оставшуюся большую часть пути проходить со скоростью, превышающей первоначальную на 2 км/ч. Найдите скорость автобуса по расписанию. (42 км/ч; 16 КМ/Ч не подходит.)
Отдел туризма.
Турист, проплыв по течению реки на плоту 12 км, возвратился обратно на лодке, скорость которой в стоячей. воде - 5 км/ч. Найдите скорость течения реки, если известно, что на все путешествие турист затратил 10 ч. (2 КМ/Ч или З КМ/Ч.)
Полезная информация:
Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу
обучения
Согласно этой классификации, которую предложил Бабанский Ю. К., методы обучения делятся на три группы: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективност ...
Общие сведения о технологии модульного обучения
В последнее десятилетие одной из самых распространённых мировых тенденций в образовании стала реализация как личностно ориентированных, так и информационных технологий. К личностно-ориентированным технологиям, то есть тем технологиям, которые используются в условиях обычного класса любого типа школ ...
Место силовых упражнений в системе физического воспитания школьников
Известно, что развитие силы влияет не только на все стороны физической подготовки, но и имеет большое прикладное значение. Силовой компонент присутствует в любых видах спорта и поэтому развитию этого физического качества должно уделяться большое внимание, особенно при подготовке молодых спортсменов ...